Черный ворон, что ты вьешся,
Что ты вьешся надо мной?
Ты добычи не добьешься.
Чёрный ворон, я не твой.
Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!
Завяжу смертельну рану
Подареным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.
Потлети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.
Безусловно, одна из самых проникновенных песен о войне и едва ли не самая известная. И совершенно неважно, кто ее сочинил - профессиональный поэт или любитель, казак или крестьянин и как давно это случилось, также как не имеет значения, кто ее пел - красный или белый, свои или чужие. Она близка всем солдатам или обычным людям, оказавшемся в тяжелом положении.
Содержание песни потрясает своим непередаваемым трагизмом. Сила песни в том, что положение, в котором оказался герой, передано как нечто самой собой разумеющееся, как данность, как непреложный факт, с которым волей-неволей приходится смириться и действовать в меру своих сил, как того требуют обстоятельства. Именно действовать, а не рефлексировать. Главный герой лишен рефлексии и не привязан к благам жизни, которая буквально повисла на волоске. Он балансирует на грани жизни и смерти, сознания и бреда. Человек лежит в поле, на голой земле, по какой-то причине оказавшись брошен своими боевыми товарищами, двигаться он уже не может, ему самому не уйти, и в этом положении уже не важны ни мотивы, пусть и самые лучшие, которые его в свое время привели на место сражения, ни горечь "предательства" со стороны товарищей и начальников, ни сожаления о чем-то несбывшимся в жизни ("не догулял, не долюбил" и т.д.). В песне все эти моменты полностью опущены, в отличие от других сентиментально-жалостливых или казенно-пропагандистских поделок. Героя заботит лишь одно: чтобы о его смерти как-нибудь смогли узнать родные. Показаны, возможно, последние минуты жизни неизвестного солдата, смертельно раненого в бою. Видя кружащего над собой ворона, он начинает осознавать, что его судьба решена, что сама окружающая природа уже считает его обреченным, но не хочет с этим смириться и делает все от него зависящее для собственного выживания. Несмотря на свое тяжелое положение, раненый мужественно борется за жизнь до конца, завязывает рану платком. И в бреду разговаривает с птицей, пытаясь найти общий язык с вороном, который, может быть, будет клевать его еще теплое тело...
Первая видео-запись песни
К картине В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
Картина создана "по мотивам" "Слова о полку Игореве", но это меньше всего живописный "комментарий".
Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом".
В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию.
На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, "вечно уснувших".