Постепенно знакомясь с техникой С. А. Жарова в управлении хором, я все больше убеждался в том, что его нельзя причислить к регентам профессионалам — это был художник, жаждавший творчества. Его внутренний мир никак не укладывался в рамки профессионализма, на сцене он не просто управлял, он создавал и сам настолько упивался своим творением, что невольно заражал им слушателей, заставляя их переживать все, что пелось хором, и большую часть успеха я приписываю именно этому свойству регента. На сцене, стремясь слышать каждого певца, каждую партию и весь ансамбль хора, он требовал, чтобы его подиум был поставлен не менее, чем в семи шагах от вздвоенного закругленного хора. Насколько большое значение придавал Жаров своему месту, видно из того, что часто подиум его выносился в публику, соединяясь со сценой временным мостиком. Для устройства сцены имелась особая должность заведующего сценой. Хорошо помню, как в Лозанне, в Швейцарии, в новом для хора помещении большого кинематографа, сцена была так мала, что подиум для регента пришлось поставить всего в трех шагах от хора. За это упущение лицо, назначенное для заблаговременного устройства сцены, было оштрафовано на сто швейц., тогда золотых, франков. А так как это лицо вообще не явилось на концерт, — до предела «нагрузилось» днем на именинах у знакомых — оно было оштрафовано за пропуск концерта еще на сто швейц. франков. Случай этот был исключительным, но одновременно и весьма показательным. Кстати о штрафах: в начале этим ведал сам Жаров, а впоследствии передал это дело хору и на общем собрании была выработана шкала автоматических штрафов: за опоздание на спевку, за опоздание на концерт, за пропуск спевки, за пропуск концерта. За эти упущения кассир автоматически удерживал из выдач жалования положенные штрафы. За другие же упущения или регент штрафовал сам, или, в особых случаях, передавал дело на рассмотрение всего хора. Экстренное общее собрание могло вынести и суровое наказание, плоть до увольнения хориста с лишением его права на любое вознаграждение, включая и причитающуюся ему сумму из процентов за напетые хором пластинки. Все штрафы отчислялись в благотворительный фонд.
Из пропетых в сезон 1927-28 года в Германии до Рождества полусотни концертов, не могу не упомянуть концерта в Штетине, где перед нашим выходом на сцену среди хористов поднялась особая суета и двое самых статных из них поспешили в залу. Как оказалось, вышли они для того, чтобы у входа встретить фельдмаршала Макензена и проводить его до отведенного ему места. Как только они вернулись, хор сразу вышел на сцену. Фельдмаршал сидел в своей полной военной форме. После концерта и бисов, пропели «Коль славен» и те же два хориста и регент пошли проводить высокого гостя. Такое исключительное внимание было оказано фельдмаршалу не только как славному военачальнику 1-ой мировой войны, но и как человеку высокой культуры, свободному от всякого шовинизма. Еще на первом концерте, данном Дон. Хором в Штетине, когда раздавались враждебные голоса-отзвук недавно проигранной войны, присутствовавший на концерте фельдмаршал счел нужным выступить в зале с коротким словом, смысл которого был приблизительно следующим: «Недавно, на поле брани вы были достойными противниками, а ныне, в этой концертной зале, я приветствую вас как триумфаторов». После этого он попросил хор еще раз спеть «Коль славен». С тех пор на всех посещаемых им концертах, ему оказывался особый почет и после концерта исполнялось «Коль славен».
В последний раз я видел фельдмаршала в 1939-м году, перед тем, как петь наш последний концерт в Штетине. Жили мы тогда в хорошем скромном отеле, «Госпицэ», где в ресторане ничего спиртного не подавалось. Первый этаж занимался какими-то учреждениями, а контора отеля и ресторан помещались этажом выше. Как всегда перед концертом, мы сидели там за столиками и пили кофе. Я направился к лестнице, чтобы спуститься в концертный зал, а снизу, навстречу мне, медленно поднимался фельдмаршал в своей неизменной военной форме. Я моментально дал знать регенту, сидевшему еще в ресторане, и он с несколькими хористами поспешил встретить старика. Фельдмаршалу в то время было уже около девяноста лет. И как мы все были изумлены и тронуты этим его подчеркнутым вниманием.
Вообще, фельдмаршал занимал в Германии особое положение. К нац.-соц. он не примкнул, но никто его не тревожил и не препятствовал его частым посещениям Вильгельма 2-го, жившего тогда в Дорне, в Голландии.
Осенью были получены сведения, что в Берлине состоится концерт бывш. «Царской капеллы», которой управлял ее прежний регент проф. Климов. Жаров послал просьбу нашей концертной дирекции не назначать на этот день концерта, вернее — снять уже назначенный и резервировать для всего хора места на концерт капеллы. Концерт капеллы, — кажется, она называлась Государственным хором, — состоялся в том же зале, где всегда пел наш хор. Места все мы получили хорошие. Вышел хор на сцену в составе ста человек: немного больше 30-ти мужчин, чуть меньше женщин и около 40 мальчиков. Полностью спели «Бандуру» Давыдовского, «В темном лесе» Пащенко, целое отделение, с обязательными для Германии «Эй, ухнем» и «Стенькой Разиным». Все остальное не запечатлелось. Почти академическое пение капеллы, не блиставшей к тому же солистами, тенор, бас, сопрано — не оставили в памяти большого следа. Но очень хороша была октава, пожилой певец еще старого времени, да в одном месте мальчики зацепили за сердце: «В темном лесе» хор начал петь без голосов мальчиков и когда они уверенно вступили на «повадился, повадился», то по телу побежали мурашки, и казалось, что даже волосы на голове зашевелились, настолько это было ярко на общем бледном фоне пения капеллы.
По окончании концерта оказалось, что наш хор и капелла остановились в тех же двух отелях, и по распоряжению Жарова хоровой кассир засыпал мальчишек сластями, а взрослый мужской персонал, уже по собственному почину, объединился за беседами «с возлиянием».
Закончив серию концертов в Германии, наш хор направился в Копенгаген, где жила Вел. Кн. Ольга Александровна со своим мужем и двумя мальчиками. Образ ее никогда не изгладится в моей памяти. Она была так женственна, так проста и так скромна, что казалась застенчивой. Постоянно присутствуя на концертах хора во время его частых посещений Копенгагена, Ольга Александровна, кроме того, всегда приходила в отель, вызывала Жарова и дарила ему что-либо собственной работы: то картину, то светер.
После концертов в Копенгагене, направились мы в Швецию, где, уже не помню в какой последовательности, давали концерты в Стокгольме, в Гетеборге и еще в нескольких городах, затем пели в Осло, откуда ездили на два концерта в Берген. Поездка в Берген была чрезвычайно интересной; ехали мы в спальном вагоне ночью. На одной станции поезд задержался довольно долго и я вышел из вагона посмотреть, что творится с наружи. По сторонам жел. дороги, в уровень с крышами вагонов, лежал снег, наш поезд только что перевалил через самую высокую точку горного хребта. С раннего утра долго ехали по высокому берегу очень извилистого, глубоко лежавшего под нами, фиорда. Вокруг только скалы и снег, небольшие высокие водопады, да где-то внизу едва поблескивала вода. Начали спускаться в город, расположенный на самом берегу океана, но и там все было покрыто снегом. В Осло мы возвращались той же дорогой, а из Осло ездили на автобусе давать концерт в какой-то, лежавший неподалеку, город, а по обочинам дороги катились и в одну и в другую сторону цепочки лыжников.
Закончив серию концертов в Скандинавии, через Германию, где хор давал попутные концерты, прибыли мы в Швейцарию. Зимний сезон был в разгаре: страна была наводнена туристами-любителями зимнего спорта.
Стояли большие морозы и все было обильно покрыто снегом. Здесь с 1-го по 10-е декабря хор дал 21 концерт. Все эти концерты проходили при переполненных залах и, естественно, при полных сборах, что было не по душе местным музыкантам, певцам и всевозможным музыкальным союзам, требовавшим от властей запрещения на въезд хора в Швейцарию в этом месяце. Года через два, им удалось добиться своего и хору предложено было перенести свои концерты на весну, когда наплыв иностранцев совсем спадал. Особенно характерное положение создалось в этом отношении в Базеле, где большинство населения немцы. Созданный ими большой хоровой «Ферейн», певческий союз, довольно часто давал свои концерты, никогда не делавшие хороших сборов и очень мало привлекавшие публику, в то время как Дон. хор, в какой бы то ни было сезон, имел полную аудиторию и огромный материальный успех. Немцев это бесило и не раз они сетовали в местной печати на это загадочное для них явление. И весьма не случайно, что в дни концертов хора всегда ими устраивались многолюдные спевки в том же здании. Трудно сказать, делалось ли это для того, чтобы отвлечь их певчих от посещения концертов Жарова, или же, наоборот, дать им возможность бесплатно послушать концерт донцов и хоть немного поучиться у них искусству пленять слушателей. Скорее всего и то и другое. Длинный, очень широкий, коридор, отделявший сцену от комнат артистов, во время наших концертов буквально кишел хористами «Ферейна». Но вообще, ни один из немецких хоров даже приблизительно не мог сравниться с Дон. хором.
В Швейцарии, кроме всех крупных и средних городов, было дано три концерта в полудеревнях и на таких высоких курортах, как Давос и Ароза, лежавших на высоте 2000 метров. В Давосе, при 20-градусном морозе, но при абсолютном безветрии, холода не ощущалось, зато на концерте, в неотапливаемой кирхе, ноги застывали, а озябшее нутро не спасали и пальто, в которые должен был облечься хор. В Цюрихе 20-го дек. состоялся повторный и последний концерт, закончивший турнэ по Швейцарии. Отсюда мы поехали на четырехдневный отдых в Дрезден. Семейные везли в подарок своим женам шелка и все хористы непревзойденные швейцарские шоколадные конфеты.
В течении четырех дней в предрождественские праздники в Дрездене концертов не было и все ограничивалось двумя репетициями, которые происходили в концертном зале, в предвидении семи концертов, долженствовавших начаться с 25-го дек. Было известно, что в те годы С, В. Рахманинов свой рождественский отдых проводил в Дрездене, у своих близких родственников — Сатиных. И вот на репетициях хора мне впервые пришлось увидеть этого великого русского музыканта. К Жарову, как и ко всему хору, он относился с большим одобрением, очень внимательно прослушивал спевки и после подолгу беседовал с регентом. Рассказывая об этих беседах, Жаров говорил, что их тема сводилась, главным образом, к советам Рахманинова, как управлять хором, но я не помню, был ли Рахманинов автором инициативы управления хором совсем короткими движениями, или же только подтверждал технику регента, категорически отвергая широкие жесты, сокращающие возможности регента в нюансировке исполнения, как в церковных песнопениях, так и в произведениях светского характера. Где бы и когда бы ни происходили спевки хора в присутствии Рахманинова, они постоянно заканчивались «Господи, сохрани» Чеснокова, исполнявшимся по его просьбе. После репетиции С. В. Рахманинов охотно фотографировался с хором на сцене, в зале или наруже при входе в зал. Иногда на спевку приходили и все родственники и знакомые С. В. и тогда хор фотографировался со всей гурьбой посетителей.
О своих духовных произведениях С. В. прямо заявлял, что они написаны для очень большого хора. С его разрешения Дон. хор пел вначале лишь «Тебе поем», а позднее и «Богородице Дева». Первое звучало у хора, действительно, ангельски-молитвенно и соло тенора Крыжановского здесь было бесподобно. Я упоминал, что голоса мальчиков и голоса мужчин более соответствуют церковным песнопениям, чем голоса женские, благодаря тому, что в них больше мягкости, скромности и... смирения, так необходимых в церковном пении.
Пять лет спустя, присутствуя на концерте Рахманинова в Карнеги-Холл в Америке, я нашел его таким же, как видел в Дрездене; медленным в походке, немногоречивым, с легкой, едва заметной, улыбкой на лице, и тогда же, как и во время его присутствия на спевках хора в Станвей-Холле, мы заканчивали их «Господи, сохрани» Чеснокова.
В программе хора имелись «Верую» Гречанинова и «Великая Ектиния» его же. Эти два песнопения, построенные на соло, лучше всего интерпретировались и звучали у тенора большого диапазона и силы звука, каковым был Золотарев, певец воспитанный в архиерейском хоре. Дрезденские концерты, как и всегда, прошли при полных сборах и с огромным успехом. С неменьшим успехом прошли и дальнейшие концерты по Германии. Дальше нам предстояло ехать на Север, в Прибалтику, главным образом в столицу Латвии Ригу. Нашим концертам в Риге я посвящу отдельную главу, т. к., даже и на нашем триумфальном пути, оказанный нам в Риге прием вышел из рамок ежедневности и едва не послужил причиной скандала государственного размера. В этой главе мне придется познакомить читателей с отзывом о нас местной латвийской и русской печати и привести выписки из той и другой.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: