В конце этого же лета в Берлине состоялась очередная Олимпиада, предвиделась некоторая работа и для хора, а потому было решено провести лето возле Берлина. Квартирьеры, отправленные на поиски подходящего места, остановились на Кирхмезере, куда хор по окончании концертов и направился.
Кирхмезер, куда сразу съехался почти весь хор, был небольшим благоустроенным новым рабочим поселком. В каждой довольно просторной квартире небольшого двухэтажного домика имелась хорошая ванная комната с проточной горячей и холодной водой и всеми прочими современными удобствами. В этих рабочих квартирах и разместился хор с семьями и лишь несколько человек поселились или в маленьком отеле, или в более комфортабельной обстановке частных домов. Развлекаться в Кирхмезере было негде, да на это у нас и времени не хватало, т. к. все лето, с незначительными перерывами, было занято какой-нибудь работой. Главной из них было участие хора в нескольких фильмах в киностудиях, близкого от Кирхмезера, Ноебабельсберга. Готовился большой фильм «Москва — Шанхай», с участием Поля Нэгри и еще одной юной артистки, игравшей роль ее дочери. Сюжет фильма был построен на том, что и мать и дочь влюбляются в одного и того же молодого человека, хориста по роли. В сцене концертного отделения этот артист находился среди наших теноров. Главной работой для хора была сцена Пасхального богослужения с крестным ходом, с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе», коротким богослужением перед закрытыми дверями храма и возвращение в алтарь с пением «Христос Воскресе». Духовенство изображалось нашими хористами .облаченными в стихари и ризы. Режессировал фильм известный немецкий артист Поль Вегенэр. Сцену розговен он настаивал проводить в сутолоке, толкотне и поспешности, и чуть ли не с вырыванием блюд из рук друг у друга. Когда же ему заявили, что в России никто, нигде и никогда не разговлялся подобным образом, он возразил: — «что вы мне рассказываете. Я недавно был в России и видел, как русские разговляются». Наверное, ему дали представление в «Клубе безбожников». Статистов в сцене розговен было много, но все подходили к столу не спеша, брали на тарелке съестное и также не спеша отходили. Никакой толкотни и сутолоки проявлено не было.
Фильм сам по себе был грустный, а одно место в нем никак не удавалось и его много раз повторяли. У Поля Нэгри в этом месте каждый раз по щекам скатывались слезы. Перед каждым повторением кинооператорша приводила артистку в надлежащий вид — вытирала ей лицо и слегка припудривала, и все же в нужный момент у Поля Нэгри опять и опять катились слезы. Конец фильма был все таки утешительный: мать, побежденная дочерью, примирилась со своим положением.
В один прекрасный день хор получил предложение от супруги английского премьера Балдвина выступить, в качестве дивертисмента, на устраиваемом ею с благотворительной целью чае для особо знатных гостей. До начала спевок было еще далеко и хор предложение принял. К назначеному времени, в спальном вагоне, прибыли мы в Лондон. В четыре часа пополудни в небольшом саду при доме премьера, где были расставлены столы и стулья, начался файф-о-клок. Приглашенных было человек 35 чопорных дам и мужчин. Помещением для приведения себя в порядок хору служил огромный кабинет, где обычно происходили заседания Совета министров. Вдоль стен располагались вешалки с указанием, какому министру которая из них принадлежит. В ожидании начала концерта мы отдыхали в удобных министерских креслах за большим столом. На столе стояла чернильница, перо и стопка титульной бумаги премьера. Бумага нас заинтересовала и кто взял на память один, а кто и два листа. Стопка заметно растаяла. Служащий заметил, заволновался и стал просить взявших положить бумагу обратно. Кое-кто вернул.
Наш концерт не представлял большого интереса, слушателей было мало, да и пели мы всего два отделения, но побывать в этом кабинете, где решались важнейшие дела империи, все же представляло большой интерес. Не здесь ли было принято решение прекратить всякую помощь Белой Армии, не отсюда ли раздалось провозглашение, господствующих и поныне в мировой политике, пошлых установок — торговать можно и с людоедами; не отсюда ли впоследствии вышло распоряжение о кровавой расправе с казаками в Льенце, и о выдаче Власовцев и Дипи в других местах?
Время посещения нами Лондона совпало с гастролями в нем двух русских балетов: Балет Базиля и Балет Монтэ-Карло. Хор воспользовался приглашением и посетил балет Базиля, выступавший в Ковен-Гардене. Посмотреть было и на кого и на что. Роскошный зал был заполнен нарядной публикой, прекрасный оркестр, замечательные декорации и балет, блиставший талантами молодых исполнительниц — Баранова, Туманова, Рябушинская и, слегка постарше их, изящная и грациозная Данилова. Из мужского состава в памяти остался Лишин, хорошо запомнился «Голубой Дунай» с А. Даниловой в главной роли.. «Половецкие пляски» исполнялись в ураганном темпе. В русском танце выступала уже пожилая заслуженная балерина старого времени. Впечатление от всего балета осталось прекрасное.
Возвращаясь из Лондона через Голландию, хор остановился в Гильверсуме, где пел большую программу на радиостанции, и через день снова вернулся в Кирхмэзэр. Однако там долго отдыхать не пришлось, т. к. в скорости, в «День Русской культуры» в Берлине, мы выступали с концертом. Кроме того, нам неоднократно было нужно ездить в Берлин в американское консульство, то на опросы, то на медицинское освидетельствование. Часто наведывались мы в киностудию Ноебабельсбэрг, снимаясь в коротких, так называемых «культурфильмах». Напели «Боярская Свадьба», заснятые в «Тереме», украинский фильм «У колодца», запомнился и фильм монастырский, для которого была сооружена просторная церковь.
Начинался этот фильм звоном, созывавшем братию на вечернюю молитву. На фоне звона тихо звучал напетый хором раньше «Вечерний звон». Хористы, в монашеском одеянии, все с бородами, постепенно, не торопясь, входили в храм и становились на свои места по партиям. После всех степенно входил регент, занимал свое место, давал тон и вторые басы в полумраке начинали запев «Блажен муж» Киево-Печерской Лавры. «Блажен муж, Аллилуйя». Кононарх продолжал стих: «иже не иде на совет нечествых». Хор повторял весь первый стих. Музыка-шедевр творчества наших древних предков-монахов. Четко, не спеша, Кононарх пропевает второй стих, после него хор поет тот же стих. Дальше следует третий стих и заключительное: «Аллилуя, аллилуя, аллилуя, — слава Тебе Боже». И древнее монастырское песнопение, вдохновенно исполненное хором, и сонм бородатых монахов, все было так гармонично и правдиво, что невольно переносило нас в глубокую древность. Эта захватывающая, граничащая с реальностью, правдивость, по всей вероятности послужила причиной того, что цензура безбожников национал-соц. партии не пропустила этот фильм на экраны, и даже нам — хору было отказано просмотреть и прослушать столь необычайный фильм.
Увидеть олимпийские состязания хору не удалось, т. к. они происходили в то время, когда мы усиленно готовили новую программу, но перед началом репетиций, в олимпийском городке, хор дал концерт для уже съехавшихся спортсменов.
После съемок украинского фильма, мы вместе с режиссером снимались на фоне хаты с соломенной крышей и садочка с подсолнухами. Эта фотография 33-х хористов, регента и режиссера сохранила свежесть и по сие время. В 36-37 годах в хоре оставалось 12 человек основоположников, певших еще в Болгарии, из 34-х человек 16 были природными донскими казаками и два — терцами.
Лето 36-го года было насыщено работой в киностудиях, концертами и хлопотами по получению квотных виз для въезда в С. Ш. А. В сентябре, как и всегда, около трех недель мы пели в Европе, после чего погрузились на пароход и отправились в Нью-Йорк, уже по квотной визе. Ежедневно на пароходе устраивались двухчасовые спевки, на которых регент снова проявлял настойчивость, упорство и неизсякаемую энергию в отделке и предельной шлифовке всех номеров программы.
Работа хора в С. Ш. А. и Канаде и на сей раз требовала большого напряжения, проходила она в чисто деловой обстановке: концертный зал, отель автобусы, поезда. Без всяких особых происшествий закончили мы наше американское турнэ и к встрече Нового Года вернулись в Берлин. Также нормально протекала работа хора в Европе, но уже без особой «американской спешки».
Весной 37-го года хор снова посетил Югославию.
Из Белграда, с сонмом русского духовенства, во главе с покойным Митр. Анастасием, хор ездил в Опленац, где покоится прах убиенного короля Александра. В церкви, у места упокоения, была отслужена торжественная панихида, на которой присутствовало много русских и сербов, приехавших из Белграда, и представителей Двора. По окончании панихиды в большом зале состоялась трапеза.
В 37-м году Германия настолько окрепла, что начала бряцать оружием и предъявлять требования, то одному, то другому из своих соседей. Нельзя сказать, что все население поддерживало Гитлера. Высшая владетельная аристократия, урезанная в своих правах, не выказывала восторгов социальными реформами нац.-социалистов и их планами на будущее. Была какая-то оппозиция режиму и среди юной молодежи, не стремившейся попасть в «Гитлер-юнге». По началу, мы как то не обращали внимания на то, что в больших городах, и особенно в Берлине, по окончании концертов зеленая молодежь обязательно требовала «Плятова». («Славим Платова героя») требования — «Плятова» — не прекращались, пока эта песня не была спета. Затем в Берлине было запрещено петь «Платова», а вскоре последовало распоряжение полиции; после двух бисов хор должен был покидать зал Филармонии.
Как-то, на другой день после концерта, я зашел к дантисту исправить какие то неполадки в зубах. Дантист, у которого была дочь — подросток, обратился ко мне с вопросом: «А вы знаете, что вчера случилось в Филармонии после вашего концерта?». И он рассказал мне, со слов дочери, что когда хор уже перестал появляться на вызовы, а молодежь все еще требовала спеть «Плятова», в зал вошел наряд полиции и забрал всех, кто еще находился в зале, и в том числе его дочь.
В участке всем учинили допрос, кто принадлежит к какой организации? Почему требовали исполнения — «Платова»? и пр. После опроса всех отпустили со строгим предупреждением на будущее. Впоследствии выяснилось, что часть зеленой молодежи, не состоя в «Гитлер-Юнге», состоит в бой-скаутах, к которым власти относились недружелюбно. Это юношество почему то избрало «Славим Платова героя» своей объединяющей песней.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: