С начала спевок все же иногда удавалось посвятить час — другой рыбной ловле. Время летело быстро и к концу августа новая программа была готова, пробовать ее ездили в ближайший город Виллах и, вскоре распрощавшись с привольным Боденсдорфом, хор двинулся на север, опять в Германию.
По пути спели пару концертов в Австрии. Провинциальные европейские города все уже были посещены нами и никакого интереса не представляли. Здесь регенту частенько приходилось воевать с хористами за свой постоянный девиз: «нет для хора концертов маленьких или больших, все концерты одинаковы и всюду хор должен петь хорошо». Ни в одном концерте С. А. Жаров не позволял петь спустя рукава, или забалтывать даже самые старые номера репертуара. Все же мы знали, что к столичным концертам хор должен был подтягиваться во всем; привести в порядок форму, хорошо отдохнуть и т. д. Перед особо важными концертами, администратор предупреждал хор, и тона в столичных концертах всегда бывали немного выше нормальных. У нас существовала для них своя классификация: архиерейские, столичные и т. д. К большим концертам, с тонами столичными, мы готовились особо. От четырех часов до шести все были в кроватях, но, конечно, случалось, что и в столицы хор приезжал за два часа до начала концерта и тогда весь концерт держался исключительно на нервах. И как бы блестяще он ни кончался, после концерта наступала реакция: страшная усталость и апатия.
Не могу вспомнить, пел ли хор до отъезда в Новый Свет еще где-либо кроме Германии, но в конце сентября мы погрузились в Бремерхафене на Бремен и поплыли в Нью-Йорк. Океан был почти спокоен и никаких приключений в пути не было. Как и в первую поездку, на борту парохода были устроены те же два традиционных бала: встречи и прощания. За сутки до прибытия в Нью-Йорк, в большом зале 1-го класса хор давал концерт в пользу сирот погибших моряков. Ежедневно проводились двухчасовые спевки и свободного времени оставалось достаточно, чтобы побывать в кинематографе, полюбоваться океаном, а после 10-ти часов вечера и потанцевать, если это привлекало. Тогда еще соблюдался строгий этикет и на эти балы дамы являлись в соответствующих туалетах, а мужчины или в смокингах, или в черных костюмах. Поэтому и нам приходилось брать с собой смокинги, которые оставлялись в Нью-Йоркском отеле вплоть до обратного нашего возвращения в Европу.
Во второй наш приезд в Америку хор остановился в другом отеле, находившемся почти рядом с концертным залом «Карнеги Холл». Этот отель «Грейт Нортен», был много удобнее. Большинство номеров состояло из двух комнат и ванной, первая комната являлась просторной гостиной, а вторая, чуть поменьше, спальней с двумя кроватями.
Американское турне хора со второго приезда, как и после, всегда начиналось с восточной Канады, обыкновенно с Монреаля. Отправлялись мы туда автобусами, через Трои или Албани и дальше через Саратога-спрингс, до канадской границы. На границе таможенные чиновники надолго задерживали автобус, заставляли выносить все чемоданы и проверяли их содержимое, а затем также тщательно контролировали наши документы и вовсе не торопились. Дороги тогда по Соединенным Штатам были несравненно хуже теперешних, да и автобусы тоже, так что на канадской границе мы оказывались уже вечером и часто ночью. Здесь нередко приходилось наблюдать интересное явление: где-то далеко-далеко на север и ввысь все время вспыхивали большие бегающие пятна, все небо находилось в непрерывном движении и было как бы живое. Местные жители говорили, что это отражение северного сияния на массах льда.
После концерта в Монреале, находящемся у самой границы, хор обычно направлялся вдоль реки Св. Лаврентия в Квебек, наверно самый старый город в Канаде, сильно напоминающий небольшие старинные города Франции с их узкими кривыми улочками. В Квебеке в первые годы мы останавливались в отеле «Шато Фронтенак», выстроенном у высокого крутого обрыва и напоминавшем большой замок. В этом отеле во время второй мировой войны происходили конференции союзников на «высшем уровне».
Из Квебека въехали мы в город с двумя названиями; французским Труа Ривьер и английским — Три Ровере, а оттуда в столицу Канады — Оттаву, но иногда перебирались паромом на другую сторону реки Св. Лаврентия и, давая концерты по небольшим городам, снова возвращались в Монреаль, где пели еще раз. В Оттаве хорошего и вместительного концертного зала не было и чаще всего хору приходилось петь в огромном здании, где устраивались сельскохозяйственные выставки, а в зимнее время каток, так что приходилось стоять на деревянном настиле на льду. Впрочем, по началу и в Берлинском «Спорт-Палас», где также устраивался каток, приходилось петь в тех же условиях. В Оттаве в первые приезды мы останавливались в отеле «Шато Лорье», куда по короткому тоннелю можно было попасть прямо с вокзала. Такие привокзальные отели с тоннелями имеются во многих городах Соед. Штатов. Из Монреаля, с концертами по пути, ездили мы иногда в Торонто, но чаще возвращались в Нью-Йорк, откуда и начинали концерты по Соед. Штатам. Все концерты, как и в первый приезд, проходили с аншлагами и отзывы критики были блестящие.
Хорошо запомнился день 11-го ноября, Армистик дэй, когда хор пел в городе Атланта, в штате Джордиа. Накануне пели мы в каком-то небольшом городишке не далеко от Атланты, откуда и получили приглашение принять участие в параде и в церемонии по случаю дня перемирия. Торжество должно было состояться утром, но поездов в Атланту, за поздним временем, после концерта уже не было. Поехали автобусом, шофер автобуса плохо знал дорогу в Атланту, ночь темная, дорога местами грязная и ухабистая. Ехали мы не быстро и все таки угодили в одну из ям. Пришлось всем вылезти и ждать, пока автобус выберется из грязной рытвины на сухую дорогу. Потом, в другом месте, пришлось ждать пока не выяснили, где надо сворачивать на Атланту. Добрались до Атланты уже с рассветом. Только успели заснуть, как уже надо было вставать, привести себя в порядок и одеть концертную форму, спуститься в вестибюль, откуда строем проводник повел хор к месту торжества. Довольно долго маршировали по городу пока, наконец, дошли до большой площади, по-видимому спортивной, где и заняли указанное нам место.
На площади много американцев в военной форме, стоявших в строю, много и штатских зрителей. Парад, очевидно, был уже закончен. После нескольких коротких речей, хор спел «Со святыми упокой» и «Вечную память». На этом торжество и закончилось. Кто-то из устроителей подошел к нам, поблагодарил регента и весь хор за участие в празднестве. В отель мы возвратились автобусом и, несмотря на раннее время, завалились спать.
Несколько времени спустя все мы получили фотографические карточки нашего красочного шествия по Атланте. Впоследствии эти фотографии часто использовались для рекламы.
В США. существует и другой праздник, чествуемый населением всей страны и приходящийся на последний четверг ноября, о наличии которого мы не подозревали. Приехали мы тогда в Питербург накануне концерта и остановились в одном из лучших отелей города «Северин» рядом с театром «Сириа Моск». Выспавшись, утром отправились в город. Город был почти пуст; мало прохожих и проезжих, все магазины и даже маленькие лавочки закрыты. Так мы узнали о «дне благодарения». Данный нами вечером концерт в большом зале Сири Моск прошел блестяще, зал был переполнен. Когда мы вернулись к себе в отель, огромный вестибюль кишел толпой нарядной молодежи, больше барышень, изящных, красивых в роскошных вечерних туалетах. Вся эта молодежь принадлежала к «Хай сосаэти», т. е. к «Высшему Свету». Сказалось, что два привилегированных женских колледжа, в двух разных залах отеля, в этот день устраивали бал. Попасть на такой бал можно было только по специальному приглашению.
Я уже не помню последовательности дававшихся концертов, но свежо сохранил в памяти встречу Нового Года (1932-го), на которую хор был приглашен Обще-казачьей станицей гор. Нью-Йорка. Встречали Нов. Год где-то в «неглубоком» (даунтауне) нижнем городе. Режим был еще «сухой», но недостатка в спиртных напитках не было. Забавно, что сюда все время заходили блюстители порядка. Заглянет один, выпьет рюмку, другую, закусит хорошо и идет к исполнению своих обязанностей, а на смену ему является другой, другому третий. В отель мы возвратились пешим порядком, т. к. проехать через центр города было невозможно, все улицы были запружены толпами народа, да и нам было интересно взглянуть, как Нью-Йорк встречает Новый Год.
Вспоминается и первая поездка хора на Ниагарский водопад. Посмотреть на него ездили мы из Буффало автобусом. Короткая, но многоводная река Ниагара, соединяющая два больших озера Ири и Онтарио, дала название не только водопаду, но и прилегающему к нему городу. В городе Ниагара впоследствии хор девал концерты и даже не один раз.
Впечатление от водопада остается колоссальное. Река в этом месте широкая и во всю ее ширь с большой высоты низвергается сплошной стеной масса воды. Почти рядом с этим мощным водопадом есть другой, падающий с такой же высоты, но воды в нем мало и он не производит почти никакого впечатления. До посещения Ниагары, мы были хорошо знакомы с Рейнским водопадом, по соседству с городом Шафгаузен, где нам приходилось неоднократно петь. Полюбоваться на Рейнский водопад мы ходили группами. Рейн берет начало в Альпийских горах и впадает в Баденское озеро совсем небольшой речушкой и вытекает из него, у города Констанца, не слишком многоводной рекой. В нескольких десятках километров у города Шафхаузена находится водопад Рейна. В нем нет мощи Ниагарского водопада, но в нем много романтики, что совершенно отсутствует на Ниагаре. Рейнский водопад окружает старина: замок, башня, какой-то дворец, старинный город. Никакой массы воды в нем не чувствуется, он, скорее, каскадного характера: вода как будто силится смыть со своего пути встречающиеся скалы, о которые она разбивается в потоки брызг и водяную пыль. У Ниагарского водопада мы много фотографировались и в одиночку и всем хором и отдельными группами.
Количество данных хором концертов во С.Ш.А. и обилие впечатлений не позволяют мне с точностью вспомнить, в каком году, в предрождественские дни, мы очутились в одном из больших городов северной части центральной Америки, Миннеаполисе. Стояли большие холода и все было завалено снегом. Жили мы тогда почти в центре города. Главная улица была украшена множеством гирлянд, перекинутых через улицу, чередовавшихся с многими тысячами электрических лампочек, по низу вдоль тротуаров вытянулись елки. Все это, обильно засыпанное снегом, создавало настолько праздничное и радостное настроение, что не хотелось уходить в отель. От холода забегали в большие магазины, глазея на предрождественские заманчивые обновки, безделушки и украшения, а, обогревшись, снова возвращались на улицу полюбоваться столь редким и невиданным доселе зрелищем. По вечерам, это феерично-сказочное убранство производило особенное впечатление, благодаря игре огней бесчисленных лампочек на белоснежных одеждах гирлянд и елок. Перед Рождеством все города Соед. Штатов украшаются подобным образом, но нигде не приходилось видеть такого обилия снега, как в Миннеаполисе, а снег и придает всему особенный колорит и блеск. К самым праздникам хор вернулся в Нью-Йорк, где и провел предрождественские 4-5 дней, в которые никаких концертов не было.
Я уже упоминал о встрече Нового Года, устроенной Обще-казачьей станицей, прошедшей как в родной семье. Характерно, что сколько раз и впоследствии ни приходилось бывать в казачьей среде, когда, особенно на встречах, все естественно бывали под хорошим хмельком, ни разу не произошло не только дебоша, но и вообще никаких неприятностей.
После Нов. Года хор направился северным путем на Западное побережие Соед. Штат. и Канады. Давая по пути концерты, добрались мы до Виннипега, первого большого города центральной Канады. Остановились в отеле «Александра», где мер города устроил хору прием, на котором роздал нам всем значки своего города. Театр, где мы должны были петь, находился в трех кварталах от нашего отеля. Стояли большие морозы и местные жители были в шубах и меховых шапках, мы же, за неимением теплой одежды, прибывали в театр «на рысях».
Обыкновенно после Виннипега давался концерт в Регине (по-английски Риджайна) и оттуда, спальным вагоном, ехали дальше на запад, давая концерты в Соскатун, Эдментон, Калгари и Ванкуверо, уже на берегу Тихого Океана. Бывало, что за трое суток хор вылезал из своего спального вагона только на концерты, да в город погулять и сделать какие-либо покупки. Уже в первой поездке мы узнали, что в Эдментоне можно было приобрести жареных гусей, а если время позволяло, то и заказать и получить их свежеиспеченных через несколько часов, еще горячих, а если заказ был большой, то хозяин-мясник к вечеру сам привозил весь заказ. Гуси действительно были отменно вкусные и уплетали мы их с большим аппетитом.
Из Ванкувера ехали мы обычно в Сеатл и Портланд, а оттуда дальше на Юг, но иногда в Ванкувере садились на пароход, который доставлял хор в гор. Виктория — на острове того же названия, а утром, после данного накануне концерта, таким же пароходом уезжали в Сеатл. Дорога по Канаде проходила по равнине, мало населенной местности и лишь за день до приезда в Ванкувер ландшафт резко менялся: равнина переходила в гористую местность, где виднелись и высокие горы. Зимой, под белой пеленой снега, общая картина была исключительно красива.
После концертов в Сеатле и Портланде пели мы в таких городах, как Такома и Юджин, но в первый раз из Портланда отправились ночью спальным вагоном прямо в Сан-Франциско. Выехали после полуночи и когда на рассвете проснулись — но сторонам дороги тянулся густой лес: мы въехали в полосу секвой или «редвуда». Какие огромные деревья, много больших елей, длинные лапы которых, под тяжестью покрывавшего их снега, почти касались крыш вагонов. Дорога была извилистая и поднимавшаяся в гору, поезд шел медленно, что, впрочем, не вызывало досады: уж очень радовали взор и великаны деревья и обилие покрывавшего их снега. Перевалили через возвышенность — поезд пошел нормальной скоростью.
Не помню точно, не, кажется, в Окланде, перебрались мы на пароход-паром, который доставил нас в порт С.-Франциска. Этот город расположен на большом каменистом полуострове; с запада его омывает океан, а с севера и востока широкий и глубокий залив.
С востока из Окланда в С.-Франциско построен огромный в 8-м миль мост, опирающийся в более мелких местах на «быки», а в одном месте на небольшой островок. В самом высоком месте мост очень высок, здесь свободно проходят все военные корабли-гиганты. Под этим мостом проехали и мы. Вблизи С.-Франциско расположены и другие большие города, как Сан Рафаэль, Сан Хосэ, Сайта Роза.
В С.-Франциско хор задержался довольно долго: пели раза два и в самом С.-Франциско и выезжали давать концерты в Окланд, Беркдей и другие города. Русская колония в С.- Франциско была большая и крепко спаянная. Преимущественно это были военные организации с Дальнего Востока и, конечно, от приглашений на частные обеды не было отбоя. Много устраивалось и общих банкетов. Один из таких банкетов, где было особенно много веселья, был устроен местным артистическим обществом «Колобок», другой «Обществом Ветеранов», на котором присутствовало много высших чинов Сибирской Армии. Большой прием хору сделал и один из самых богатых клубов Америки «Богемиен Клуб». Прекрасный ужин был сервирован на отдельных маленьких столиках хозяев, за которыми были размещены хористы, где по одному, а где и по два человека. У каждого члена клуба имелся свой винный погреб, из которого то и дело официант, по заказу хозяина, приносил то один, то другой напиток. Пели что-то хозяева, пел, конечно, и хор. Эти приятно проводимые вечера вошли почти в традицию, и много лет подряд при посещении С.-Франциско хор бывал гостем «Богемиен Клуба».
Запомнился С.-Франциско и одним происшествием, редким в бродячей жизни хора. После данного нами дневного концерта хору было объявлено, что мы сразу же едем на концерт тенора Тито Скипа. Когда мы появились в зале, концерт уже начался. Быстро разместились в отведенных нам ложах. Певец отвесил легкий поклон в нашу сторону, открыл маленькую книжечку и запел по-русски: «Пленившись розой садовой...» Конечно, мы разразились громом аплодисментов в виду такого внимания певца. Дальше все пелось уже по итальянски. И как пелось! Недаром критики назвали этого певца «колаборатурным тенером». С одинаковой легкостью он пел как все певучие арии лирических теноров, так и самые трудные. Непреодолимых пассажей для Тито Скипа не существовало, пел он без малейшего напряжения, с изяществом. Вокальная техника его была совершенна.
После концерта регент и администратор навестили певца в его комнате и выразили благодарность от лица всего хора. Тито Скипа так привязался к хору, что потом не раз на наших концертах приходил за кулисы. Особенно часто это случалось в Чикаго, где он ряд лет был директором оперы, в зале которой по воскресеньям хор давал свои два концерта в один день. После второго, вечернего, концерта Тито Скипа неизменно приходил за кулисы и приглашал регента на «спагети» и стакан «Киянти». Вскоре после нашего отъезда из С.-Франциско этот исключительный певец прислал всему хору свои большие фотографии со своим автографом.
Все концерты в районе С.-Франциско, как и всюду, прошли блестяще, отсюда поездом хор направился в Лос-Анжелос, где также задержались на несколько дней, пели мы там в театре города, пели и в богатом пригороде Пасадена; ездили автобусом петь в какой то город — центр цитрусовых садов, ездили петь в С.-Дьего. Наконец, из Лос-Анджелеса двинулись на север, в недалекий С.-Барбара, откуда начали свое возвращение в Нью-Йорк.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: