Местом летнего отдыха и спевок был выбран Крумпендорф, небольшое селение в Австрии на озере Вертэрзее. На юге по берегу этого большого озера находится самый фешенебельный летний курорт Австрии Перчах, а на севере, также вблизи озера, город Клягенфурт, где нам уже приходилось частенько давать концерты. В Германии, в то время, экономический кризис давал себя чувствовать все сильнее. Веймарская республика не могла справиться с разрешением возникавших экономических проблем и постепенно угасала. На смену ей шла диктатура национального характера. Царствовавший в стране кризис, конечно, не мог не отразиться и на работе хора. Начавшаяся безработица лишала большую часть населения возможности трат на развлечения и удовольствия. Наше положение ухудшалось еще и тем обстоятельством, что окончившийся концертный сезон, совпавший с убийством президента Франции, кроме оставшегося неприятного осадка, навсегда лишил нас Африканского концертного рынка.
В Соед. Шт. перед этим тоже разразилась настоящая экономическая катастрофа; биржевые ценности неудержимо катились вниз, один за другим лопались банки, миллионеры обращались в нищих, миллионы рабочих и служащих тщетно искали работу и службу. В борьбе с кризисом правительство открывало государственные работы, где заработки, если и не были велики, то и работа не была тяжелой. На этих работах в те тяжелые времена работали и многие русские. Но все же, даже и при таких неблагоприятных условиях, США и Канада явились для нас спасательной отдушиной, дававшей хору три года подряд по двадцати концертных недель, а начиная с 34-го по 40-й, по двенадцати недель. Однако, летом 32-го года пришлось сократить число хористов на два человека. Расписание всей жизни хора шло по старому, раз заведенному плану: в начале сезона пели мы в Германии, прихватывая иногда пароход в Бременхафене или в Куксхафене и плыли в Нью-Йорк. Из Нью-Йорка автобусом направлялись в Канаду — Монтреаль.
Осень, почти во всей Северной Америке, лучшее время года по погоде, а северные штаты и по красочности пейзажа. В начале октября, в штате Нью-Йорк, осень только лишь начинает чувствоваться и если лето не было особенно засушливым, то повсюду можно было видеть много зелени и леса еще продолжали сохранять свое летнее одеяние. К границе Канады, 500 кил. севернее Нью-Йорка картина резко менялась: тут почти беспрерывные смешанные леса были уже щедро раскрашены осенью. Зелеными оставались лишь хвойные деревья, а дубы, клены, орешник и множество других пород, бледно-зелеными, оранжевыми, темно-багровыми, желтыми и бурыми пятнами переплетались в один огромный букет осеннего леса, постоянно менявшийся в сочетании красок. Куда ни глянь, все новые тона, все новые оттенки. Чуть поодаль от леса попадаются отдельные деревья, у которых северная сторона едва позолочена .тогда как южная уже багровая. Одно такое дерево — полная гамма большого букета, выдержанного в одном тоне.
В США хору часто приходилось петь в университетских залах, колледжах и гимназиях. Иногда эти концерты бывали закрытыми, т. е. давались для студентов, учащихся и педагогов, но чаще открытые для широкой публики. В Миннеаполисе концерты первых лет устраивались в огромном университетском зале с пятью тысячами мест. В Ан-Арборе, небольшом городе с большим Мичиганским Университетом, концерты также давались всегда в Университетском зале, имевшем тоже 5 тысяч мест. В этом городе хор даже жил в университетском отеле. С самого начала этот университет устраивал хору хорошие приемы. Устраивались они довольно оригинально: после концерта нас приглашали в студенческий ресторан, где уже был сервирован ужин. Садились за столы и кельнеры-студенты подавали ужин: суп, мясные блюда, сладкое и напитки... вода, молоко, чай и кофе. Во время ужина пел университетский хор.
Пел он хорошо, а некоторые вещи прекрасно. После ужина и мы пели для студенческого хора несколько номеров. Целый ряд лет вместе с нами присутствовала на ужине вдова последнего Главнокомандующего Русской Добрармии г-жа Врангель, сидевшая обычно рядом с С. А. Жаровым и администратором. Возможно, что в эти годы в местном университете обучался один из ее сыновей.
В некоторых колледжах их хоры пели и русские вещи с русскими словами. Первым таким песнопением было «Господи помилуй» Львовского, то самое которое поется на выносах Креста, в канун Воздвижения, и в субботу вечером, на третьей неделе Великого поста. В этом песнопении всего два слова, а с нотами американские певцы справлялись очень хорошо.
Иногда нам приходилось петь вместе с хорами из высших учебных заведений, управлял такими хорами всегда Жаров, но бывало, что он управлял и отдельным американским хором. В таких случаях этот хор заранее разучивал русское песнопение. Отношение к нам с стороны американской молодежи ярко характеризуется следующим случаем. Однажды поезд, в котором мы ехали, попал в снежный занос и опоздал на несколько часов. Концерт должен был состояться в женском колледже, в Варшаве, штат Нью-Йорк. Уже подошло время начала концерта, а хору надо было еще полчаса, чтобы добраться до колледжа автобусом. Позвонили администрации колледжа и запросили, что делать?... Ответ был короток: «Приезжайте. Будем ждать». С часовым опозданием подъехали мы к колледжу и когда вошли в здание, из залы доносилась мелодия «Эй Ухнем». Под гром аплодисментов проследовали мы через зал на сцену. Все это, «Эй Ухнем» и терпеливое ожидание хора в продолжении часа и встретившие нас аплодисменты были так трогательны, что невольно разогнали дорожную усталость и заставили подтянуться.
Не раз нам приходилось петь и в негритянских колледжах, имевших свои хорошие хоры, певшие для нас после концертов. Часто и очень часто нашему хору делались короткие приемы, как частными обществами, так и учебными заведениями. Происходили эти приемы сразу после концертов. Обыкновенно на них предлагались сандвичи, пирожные, печения, чай, кофе с прохладительными напитками.
В Рокфоре, в ста милях на северо-запад от Чикаго, большая и тесно сплоченная колония шведов много лет подряд устраивала хору большие приемы. Концерты там всегда устраивались в воскресенье после обеда. По окончании концерта хор возвращался в отель «Фауст», по английски «Фост», приведя себя в порядок, спускались в «лаби» — огромное фойе, где уже шли приготовления к ужину. К этому времени собирались и хозяева-шведы, со своими женами, а кто и со взрослыми детьми. Отдельная прислуга накрывала скатертями десятки столиков и расставляла стулья. Все съедобное подавалось на огромный стол, где возвышалась посуда и все прочие аксессуары ужина. Другой стол, поменьше, уставлен всевозможными напитками, различными водами, бокалами, рюмками и непременными кубиками льда. Вся эта сервировка соответствовала скандинавскому обычаю: подходи к столу и бери сам, что тебе нравится, как из съестного, так и из напитков. Хозяева заботились, чтобы гости как следует насыщались и не забывали утолять жажду, и сами подавали пример, как нужно пить и есть. Роль прислуги сводилась лишь к замене опустевших блюд новыми. Вкусные блюда, заботливость и радушие хозяев создавали чисто семейную атмосферу, дружественную и непринужденную.
Мы, хористы, тонули в многочисленной толпе хозяев. По окончании — насыщенные до отказа — присутствовали при показе фильма, заснятого в предшествовавший прием. Эти фильмы всегда фотографировались экспромтом, без предупреждений к съемке, зафильмованными оказывались многие курьезные пассажи, вызывавшие взрывы смеха. Один из хозяев фиксировал все это на пленку. Затем начинались танцы, шли они и под рояль, пластинки и радио. Наконец, уже в темноте, шведы забирали регента, а маленькие группы хористов начинали разъезжаться по домам заканчивать день.
Большое фойе пустело и те из хористов, кто от «заканчивания» уклонялись, переодевались и шли на улицу слегка проветриться перед сном. Эта радушная и гостеприимная шведская колония в Рокфоре была самой дружной, спаянной из всех иностранных колоний, встреченных нашим хором в его долголетних разъездах.
Ежесезонное выступление хора, в уже неоднократно посещенных нами городах, требовало от нас постоянного увеличения репертуара, как в церковных песнопениях, так и в светских.
К церковным песнопениям прибавились — «Внуши Боже» двуххорное, «Кто Бог вели», «Да воскреснет Бог», «Тебя Бога хвалим», которое держится в репертуаре и по сей день; пели «Экзапостилавый» «Апостоли от конец», «Херувимскую» старо симоновскую, в обработке Кастальского, «Грамоту Патриарха Гермогена» — «Обращаюсь к вам, православным христианам».
В светский репертуар вошли несколько колыбельных, несколько сборных частушек и народных песен в аранжировке А. Т. Гречанинова, из которых самой удачной была «Ой да ты подуй, подуй» — В грустную мелодию этой казачьей песни он вложил какие то радостные нотки и оживил ее солистами. Вообще Гречанинов аранжировал для хора многие народные песни, но к иностранной публике они привились далеко не все. Иногда приходилось снимать с репертуара даже такие, которые нравились регенту и певцам.
Такой чудесный номер, как «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» Бородина, пришлось заменить, ибо вне оперы иностранцы «Хор поселян» просто не понимали.
В конце лета 1932-го года, как и всегда, хор полностью обновил программу и до последних чисел сентября выступал с нею в Европе, а затем снова направился в Нью-Йорк.
Как обычно, концерты начались с Канады, с Монтреаля. Новым в сезоне было, что хор посетил южные штаты Америки: Аризону, Тэксаос, Миссисипи. В небольших городах северо-восточных штатов, где нам приходилось часто выступать, имеются значительные русские колонии, созданные из приехавших сюда еще до первой мировой войны русских людей. В этих колониях всегда и традиционное русское гостеприимство, частенько хор наш отдавал честь их вкусному борщу, холодцу, колбасе с капустой, голубцам, вареникам и, конечно, ((отечественной чарочке». Нередко эти колонии, объединенные в большие церковные приходы, покупали у дирекции концерт хора и тогда, уже без трапезы после концерта дело не обходилось. Все это вносило некоторое разнообразие в совсем не легкую работу хора, а иногда сглаживало и неприятности, встречавшиеся в нашей бродячей жизни.
Большим неудобством являлось то обстоятельство, что вскоре для наших передвижений нам пришлось пользоваться почти исключительно автобусом. Экономический кризис в С.А.Ш. изживался медленно и турнэ хора было настолько насыщено концертами, что поспеть с одного на другой можно было только при условии иметь в своем распоряжении автобус с выносливым шофером, сейчас же после концерта ехать 15 и 20 часов до места следующего концерта. Никаких «туры-пайнов» и «трувэров», где в одном направлении могут катиться сразу три автомобиля в ряд, тогда еще и в помине не было, не было и «бай-пасов», позволявших объезд больших городов. В гористых местностях, особенно в Пенсильвании, часто приходилось ползти черепашьим шагом: крутые подъемы, крутые спуски с резкими поворотами. Не разгонишься. Да и сами автобусы были еще плохо приспособлены к долгим переездам; то почти не действовала вентиляция, то ее совсем не было, а то и еще хуже: в автобус просачивался отработанный газ. Проезжать через такие города как Кливланд, Филадельфия, было особенно нудно. Для того, чтобы пересечь город, требовалось часа два, все зависело от движения в самом городе. На самом юге попадались отрезки дорог в 60-80 кил. вообще не гудронированных, где пыли хоть отбавляй и где автобус идет в полной тряске.
Начиная с четвертого турнэ по Америке в сезоне 1933-34 гг. хор перешел на 12 недель работы, и этот контракт возобновлялся вплоть до сезона 39-40 г. включительно. Эти 12 недель работы, с начала октября и до рождественского перерыва, были самыми тяжелыми в практике хора. Едва ли кто поверит, что за 84 дня хор умудрялся давать 86 полных концертов. Это было непрерывное движение, в котором и ночные передвижения не были редкостью, свободный от концерта день означал очень долгий переезд. Бывало, и не однажды, когда хор давал по два концерта в день, да еще в разных городах. И тем не менее контракты эти ежегодно возобновлялись.
Делалось это не из жадности, а потому, что многие, обремененные семьями, хористы вынуждены были жить на два дома. Остававшиеся на месте постоянного жительства в каком-либо из больших городов Европы их жены и дети должны были быть обеспечены не только в условиях нормального течения повседневной жизни, но и в случае несчастья, болезни или операции. Кроме того, чтобы нести столь нелегкую голосовую нагрузку, хор должен был хорошо питаться и останавливаться в хороших отелях, что в постоянных переездах обходилось недешево.
Царивший в Европе и Америке экономический кризис, выбросивший на улицу миллионы безработных, не мог не отразиться и на работе хора, заставляя принимать контракты весьма тяжелые по своим условиям.
К началу 1934 года благосостояние в Германии стало заметно улучшаться, а в С. А. Ш. много позднее.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: