В сезон 34-35 года по окончании турнэ по Сев. Америке, хор впервые посетил Мексику, где успех был настолько большой, что следующий сезон 35-36-го года хор начал свое турнэ по Америке с Мексики. Вторичное посещение Мексики было более «красочным», позднее я опишу его подробнее.
Из Мексики, пароходом, хор отправился в Испанию. В этой новой для нас стране хор дал не так много концертов. Жизнь здесь была дешева, но деньги дорогие. Наступило уже теплое время и днем жизнь в городах замирала. Только после захода солнца жители начинали выползать из своих толстостенных, сохраняющих прохладу, домов. Представления в театрах и концерты начинались в 10 часов вечера. К этому времени города оживали, открывались кафэ и рестораны, быстро наполнявшиеся посетителями. С весны и до осени население вело ночную жизнь. Концерты хора проходили с большим успехом, но их было не так много. Сезон закончился в первых числах июня.
Местом летнего отдыха снова был выбран уже знакомый нам Альбек. Здесь хор покинули несколько хористов. Остальные с прежним старанием и усердием вкладывали много труда и ежедневных забот для того, чтобы при любом состоянии хора и хористов концерты проходили на должной высоте. Обычно, большинство хористов сами следили за тем, чтобы к каждому концерту быть в полном порядке, чтобы голоса звучали хорошо, чтобы на сцене быть бодрыми и внимательными. Но больше всего доставалось маэстро Жарову, который переживал все концерты, волновался при всякой маленькой шероховатости, даже незаметной для слушателей. Он неустанно следил на сцене за хором, независимо от того, в каком состоянии был сам. И откуда у него всегда бралась эта энергия? Если, в редчайших случаях, у регента замечалось апатия, значит у него неприятности в семье, кто- то заболел.
В Альбеке мы почти все жили по своим старым квартирам. Отношения с хозяевами не оставляли желать лучшего и даже наши редкие дружеские пирушки не вызывали возражений. Особенное веселье происходило на Владимиров день, когда все шесть бывших в хоре Владимиров справляли свои именины. Тогда было много шума, много и хмельного пения, то в одном доме, то в другом. Больше пели солисты под гитару, но нередко слышалось многолетие, петое имениннику какой-нибудь веселой компанией.
В ежедневных купаниях на берегу, покрытом мягким сыпучим песком, проходило время нашего отдыха. Подошел август месяц, время подготовки нового репертуара для следующего сезона. К концу месяца, после усиленной работы, новая программа была готова. Месяц пели мы ее в Европе, а затем снова поплыли в Новый Свет. На этот раз мы начали с далекой жаркой Мексики. Времени до начала концертов оставалось больше недели, а потому из Нью-Йорка до границы Мексики мы ехали автобусом и в пограничный город Ляредо добрались лишь на третий день. Жара и духота были настолько большими, что ехали мы при всех открытых окнах автобуса и... сколько попили прохладительных напитков и сколько поели арбузов на остановках! В Ляредо провели мы еще три дня и ежедневно устраивали в отеле репетиции.
Граница между С. А. Ш. и Мексикой проходит по реке Рио Грандэ, через которую по большому мосту можно пройти на мексиканскую сторону, в Нуэво Ляредо, что мы неоднократно и делали. Хорошего в это городишке мало — всякие дешевые мексиканские побрякушки-сувениры. Интересно, что американские спиртные напитки в Мексике стоят дешевле, чем в С. А. Ш. Конечно, провоз их обратно в С. А. Ш. разрешен туристам лишь в малом количестве, в зависимости от количества дней, недель или месяцев, проведенных вне С. А. Ш.
В Ляредо хор сел в поезд, шедший на юг в Мексико-Сити, а автобус остался дожидаться нашего возвращения. По пути хор дал концерт в Монтерео, где и заночевал в отеле, а рано утром отправился по железной дороге дальше. Мексико-Сити лежит на плоскогорья на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Ландшафт специфически мексиканский: поле, почти лишенное растительности, с торчащими повсюду толстыми и довольно высокими кактусами с одним, двумя или тремя отростками, придающими им весьма причудливые формы, то подобие человека с поднятыми вверх руками, то огромного трикирия. Чем дальше от границы, тем разнообразнее становится растительность, приближающаяся к субтропической, а на плоскогорьи, где ночи очень прохладны, много травы, много и лиственного леса, есть и пальмы. По тем временам, бродячие шайки все еще занимались разбоями и нередко делали налеты на поезда, почему каждый пассажирский поезд сопровождался небольшой воинской командой.
В Мексико-Сити мы прибыли к вечеру. Здесь более состоятельная часть населения была одета по европейски, но было много и бедноты в своей национальной домотканной одежде, попадались и разгуливавшие босиком. Приезжие из деревень крестьяне все имели при себе особые длинные ковры с продольным разрезом по середине. Если погода была хорошая, то коврик, сложенный вдвое в длину, носился на плече, а если было прохладно или накрапывал дождь, то он набрасывался на плечи, голова просовывалась в прорез и тело закрывалось им ниже колен, как спереди, так и сзади. Ночью этот «коврик» служил хозяину подстилкой и одеялом. Поражало, что ночью скрючившиеся фигуры были разбросаны повсюду: по подъездам хороших домов, на каменных площадках перед парадным входом и в садиках и в парках на земле. Очевидно, это было в порядке вещей, т. к. блюстители порядка никого из спящих не тревожили.
Концерт наш должен был состояться в послеобеденное время на огромной арене, где обычно устраивается коррида (бой быков). Накануне концерта в городе был устроен грандиозный парад по случаю «Дня независимости». Наверное, это был самый красочный парад, который мне приходилось видеть в течении моей жизни. Когда любуешься военным парадом, взор ласкает однообразие красивых форм и движений. На параде в Мексико-Сити только в конце продефилировали воинские части и пожарная команда. Вся прелесть и вся новизна его заключалась в самом начале, когда показалась конная кавалькада из мужчин и женщин в национальных костюмах. Лошади, хотя и разномастные, одна другой лучше; седла и сбруя, обильно разукрашенные золотом и серебром, не уступали роскоши богатейших нарядов всадниц и всадников. Костюмы, платья и широкополые твердые шляпы, выдержанные в скромных тонах, были расшиты серебряными и золотыми узорами, с различными мотивами вышивок. Вся эта кавалькада, состоявшая из не менее двухсот человек, ехала медленно, без строя и держалась в седлах очень стройно. Это была богатая мексиканская знать и смотреть на эту редкую процессию и любоваться ею доставляло большое удовольствие. Остальные группы парадировавших уже не представляли интереса. Удалось нам, кто пожелал, побывать и на корриде, но это зрелище было далеко не эстетичным. И на этой самой арене, на следующий день после обеда, нам предстояло петь, что нас немного пугало. Петь на открытом воздухе вообще тяжелее, чем в хорошем зале, а здесь еще отсутствовало всякое подобие эстрады или большого подиума, где мог бы стать весь хор.
Когда мы явились к концерту, на самой арене был воздвигнут огромный подиум. Беда была лишь в том, что хор должен был стоять лицом к солнцу, которое не только немилосердно палило, но и слепило глаза, мешая видеть регента. Взглянешь и тотчас же опустишь голову вниз. Помочь нашей беде было никак невозможно и хор вышел петь первое отделение – церковные песнопения — лишенный возможности смотреть на регента.
Ко второму отделению дирекция снабдила всех хористов большими прозрачными темно-зеленого цвета козырьками, державшимися на голове при помощи резинок, облегавших голову. Петь стало много удобнее и легче. К середине отделения вдруг стали быстро набегать тучки, а на последнем номере забрызгал дождик, как внезапно начался, так же неожиданно и прекратился, оставив небо покрытым лишь легкими облачками, и третье отделение хор пел уже в более нормальных условиях. Концерт на огромном стадионе прошел хорошо, в концертном зале, несомненно, он прошел бы лучше.
Из Мексико-Сити, автобусом, поехали мы дать концерт в небольшом городке, кажется Пуэбло, а на следующий день, уже поездом, направились в старый мексиканский город Гвадалахару.
Что удручало в Мексике, это обилие бедноты. В Мексико-Сити было много нищих, а те скрюченные фигуры, которые были в ночное время разбросаны по подъездам домов и по паркам, в большинстве были крестьяне столичных окрестностей, не имевшие возможности заплатить за самый дешевый ночлежный дом.
В Гвадалахару мы приехали уже под вечер, до концерта успели лишь пробежать по центру города. Если в Мексико-Сити среди старых построек были и новые, как лучшие отели, банки и управления больших торговых фирм, то в Гвадалахаре никакого обновления не замечалось. Остановились мы в отеле с пансионом, т.е. с завтраком и ужином, и когда после концерта вернулись в отель, торопясь поужинать, т. к. рано утром надо было ехать дальше, то у отеля играл небольшой мексиканский оркестр. Когда мы сели за столы, хозяин сразу осведомился, не желаем ли мы пригласить внутрь ресторана оркестр, почти непрерывно продолжавший играть под окнами. Т. к. это удовольствие стоило очень дешево, то в течении всего ужина нас услаждала новая для слуха музыка с пением солиста с неплохим голосом. Невольно припомнился Будапешт, где во время ужина всегда играл цыганский оркестр. Скрипач, разгуливая среди столиков, играл разные мелодии, а оркестр с цимбалами, сидя на месте, все время аккомпанировал его мелодиям.
После Гваралахары посетили мы еще один мексиканский город, от которого остался в памяти лишь ресторан «Комида Коррида», где весь вечер играл оркестр, а молодежь отплясывала свои мексиканские танцы. Если не ошибаюсь, это было в Сан-Люис. На другой день мы снова вернулись в Ляредо, сели в ожидавший нас автобус и покатили в свое двенадцатинедельное турнэ.
Также нормально и успешно закончили мы наши концерты в Европе. Приближалось лето 1936 года, время отдыха и подготовки новой программы. Хору была обещана квотная виза в С. А. Ш., требовавшая довольно частых посещений американского консульства в Берлине.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: