Турнэ 32-33г. мало чем отличалось от предшествовавшего; сентябрь пели в Европе, с начала ноября и до половины марта в С. А. Ш. и Канаде, а с половины марта и до начала июня снова в Европе и в тех же государствах. В Польшу и Латвию доступ хору был закрыт тамошними властями. В иные страны мы не могли ехать из-за низкой валюты и полной безалаберности в концертном деле. Попытка, произведенная в прошлом сезоне, открыть новый «рынок» в Северной Африке, закончившаяся полным фиаско, более не повторялась. Стремления проникнуть в Южную Америку у нас не было, т. к. там во всех областях, а в том числе и в концертном деле, царил полный хаос; не было надежной дирекции, отсутствовали средства быстрого передвижения, и не только между отдельными странами, но и между городами. При таких обстоятельствах хору пришлось базироваться на Сев. Америку и Германию. В качестве подсобных стран, посещали мы Чехию, Австрию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию, Англию и изредка Югославию и Скандинавские страны. Но во всех этих странах к середине 30-х годов хор дал не более 40-ка концертов в год.
Небезынтересно было наблюдать, как Гитлер готовил Германию к реваншу; создавалась огромная армия и соответствующая ей военная промышленность. Вся немецкая молодежь проходила военную подготовку, даже и та, которая направлялась на «трудовой фронт», фактически представляла собой строевую часть, хотя их официальным оружием была лопата.
Работая на хозяйственном фронте подготовки к войне, эта многочисленная молодежь проводила дороги, осушала болотистые места и т. п. Германия готовилась к самоснабжению всем необходимым. Не было нефти — построили заводы, перегонявшие курной уголь на жидкое горючее, расширялась посевная площадь и улучшалась уже имевшаяся, перерабатывались на масла все кухоные отбросы и даже всех детей приучили собирать пробки и свинцовую бумагу от папирос и сносить в школы. Ежемесячно устраивались кружечные сборы, избежать которые вообще было невозможно.
Производились они повсюду, на улицах, в кафэ, в ресторанах в продолжении целого дня. Взамен брошенной в кружку монеты вам выдавался маленький искусственный цветочек. Введен был и «эйнтопфгерихт» — день одного горшка, когда весь обед состоял из одного блюда. Чаще всего одноблюдным обедом в ресторанах бывал густой суп из фасоли или гороха, с порезанными на кусочки сосисками. За такой обед клиент платил одну марку, из которой ресторатор отдавал большой процент государству .
Не избегали этого взноса и домашние хозяйки, партийцы обходили все квартиры. Большое внимание хозяев страны обращалось на совсем еще зеленую молодежь. Каждое воскресенье с раннего утра гремели оркестры, это подростки мальчики и девочки шли за город на разные тренировки. Вся эта внутренняя ажитация в стране, вплоть до войны с Польшей, проходила на наших глазах.
Начиная с сезона 33-34 года, хор перешел в С. А. Ш. и Канаде на 12-ти недельные турнэ, начинались они в начале октября и продолжались до рождественского перерыва, до 20- го декабря. До 1938-го года включительно инославное Рождество хору приходилось проводить на пароходе. Пассажиров в этот период было совсем мало и мы пользовались прекрасным отдыхом, все внимание пароходной прислуги сосредоточивалось почти на нас.
В Берлин хор приезжал обыкновенно за день, за два до встречи Нового года. Но однажды хор приехал в Берлин за несколько часов до встречи Нов. года, так что времени хватило только, чтобы привести себя в порядок и сразу отправляться «с корабля на бал». Другой раз, в 33-м году, обстоятельства сложились так, что нам пришлось ехать с пароходом, который шел северным путем, с заходом в канадский порт Галифакс и оставался в дороге 10 дней — пришлось этот Новый год провести на пароходе.
Обычным путем протекала жизнь хора, работали мы много и усердно, но больше всех, как и всегда, работал регент. Он настойчиво добивался выучки, отделки и шлифовки нового репертуара и также неуклонно следил за тем, чтобы хором не забывались петые репертуары.
Осень 34-го года была полна печальных и драматических событий. В Марселе был убит истинный друг Национальной России король Югославии Александр; в Париже скончался последний, выбранный на Дону, Атаман В. В. Донского ген. А. П. Богаевский; в Риге, на своей даче, был зверски умучен сталинскими палачами Архиепископ Иоанн, открытый и ярый враг коммунизма, громивший его в стенах Латвийского парламента, членом которого он был долгое время. Велико было значение этих понесенных белой эмиграцией потерь: в лице короля Александра мы потеряли верного друга, в лице Архиепископа Иоанна — мужественного и стойкого борца за родные Святыни, за человеческий образ; со смертью ген. А. П. Богаевского русская Белая эмиграция лишилась одного из последних непререкаемых авторитетов всего Белого движения, все казачество в целом-объединявшего его руководителя, донцы — последнего, избранного на родной земле, Атамана, при котором не было разброда и Войско оставалось едино, а мы, хор, кроме всего прочего — неизменного друга, так близко принимавшего к сердцу все наши горести и невзгоды. Никогда не сотрется в памяти образ гуманнейшего, высоко образованного, твердого в морали и принципах Атамана А. П. Богаевского.
Как по проторенной дорожке, без отклонений в стороны, протекала жизнь хора. Один сезон бывал немного легче, другой тяжелее. Жаров неуклонно следил за тем, чтобы хор отнюдь не снижался в своем художественном совершенствовании. Большая работа проводилась хором летом при разучивании и усвоении новой программы, но и в концертное время, как только к тому представлялась маленькая возможность, т. е. находилось свободное время от поездок и концертов.
Лето 1934-го года хор провел на севере Германии, в Альбек, одном из четырех морских курортов, расположенных в одном заливе. Справа по берегу в 3-х килом. находился Свинэмюндэ, а слева Херингсдорф, а чуть дальше Банзин. Повсюду в этих местах чудные песчаные пляжи и невысокие цены на пансионы. Все это так понравилось хору, что два лета подряд мы проводили в Альбеке, одно в Банзине и одно в Херингсдорфе.
Сезон 34-35-го года проходил с прежним успехом и никаких особенных происшествий в хоре не произошло. Я опущу описание данных нами концертов за этот период и познакомлю читателей с мнениями и отзывами о нас со стороны наших слушателей.
Перед мною небольшой журнал «Станица» за июль 1935 года, орган студенческой казачьей станицы в Париже. Весь этот номер посвящен Дон. каз. хору и его славному регенту С. А. Жарову. На обложке журнала фотография улыбающегося регента, на первой странице приветствие хору Донского Атамана гр. Граббе.
«Как Донской Атаман, я искренно и горячо приветствую на страницах журнала «Станица» гордость нашу, — Донской казачий хор, — Сергея Алексеевича Жарова. Вполне сочувствую и разделяю идею редакции, решившей посвятить очередной номер журнала хору, который в течении многих лет прославляет по всему миру песней казачье имя. Я не буду говорить о тех многочисленных концертах хора, о том огромном успехе, которым он заслуженно пользовался в столицах и городах Европы, Америки и других частях Света, об этом знают все, здесь я хочу отметить ту отрадную для нас, казаков, особенность, что хор, как птица перелетная, летая по всему Свету, тем не менее никогда не отрывается от казачества, всегда помнит о Войске, не только в дни Войсковых и других казачьих праздников, но через Атамана всегда держал живую связь с казаками и в тяжкие будни нашей заграничной жизни. Донской хор С. А. Жарова всегда отзывался на нужды своих братьев казаков, поддерживая в течении многих лет инвалидов, больных, безработных, студентов, поддерживал покойного А. П. Богаевского в дни его болезни и горячо принял участие в достойном его званию погребении.
Донской хор отзывался на нужды не только казаков, но и на призыв русской общественности. Хор был постоянным щедрым жертвователем на храм-памятник в Лейпциге, ежегодно устраивал концерты в пользу военных инвалидов и т. д.
Заканчивая свое приветствие, я, от имени всего Донского Войска за рубежом, шлю Сергею Алексеевичу Жарову и его славному хору наше горячее казачье спасибо —. Ген.- Лейт. Граф М. Граббе.
Дальше идет статья ген. С. Д. Позднышева, навеянная концертом хора в Париже, в зале Трокадэро. Короткое название статьи «Хор Жарова» снабжено эпиграфом: «...— И на очи давно уж сухие, набежала как искра слеза...». Я опускаю начало статьи, где автор повествует о том, что еще в среднем учебном заведении их учитель пения рекомендовал всем при случае обязательно послушать хор Славянского; и перехожу к той части, которая касается нашего хора.
«...и когда я услышал хор Жарова в марте этого года в Париже, я с величайшим душевным трепетом почувствовал, что хор Славянского мне не удалось услышать в жизни, но я услышал другой хор, не менее славный, наш родной, казачий, который как чародей заворожил, зачаровал весь зал, встрепенул всю душу, наполнил ее сладостным томлением, невыразимым, неизъяснимым восторгом, пленительнейшими, нежнейшими чувствами, порывами куда-то ввысь, в голубую беспредельность. И когда старый ген. Марио среди замершего зала, из своей ложи, выразил свой восторг и пожелал лично обнять маленького кудесника и когда интернациональные дамы и барышни со сверкающими горящими глазами, неистовствуя в величайшем восхищении, надрываясь кричали «Бис», «Браво», а мужчины с затуманенными глазами усердно били в ладоши, это был заслуженный грандиозный успех, это были и наша русская гордость, и наша светлая радость среди безрадостных будней безвременья... И когда кончился концерт, а наэлектризованная толпа не расходилась и все вопила в диком, точно сумасшедшем, экстазе, и утомленный хор в пятый раз выходил и пел, я чувствовал, что из груди всех казаков рвались одни и те же слова: — Спасибо вам, родные Жаровцы. Сердечный поклон от донских казаков до сырой земли. Ген. С. Д. Позднышев».
Следующая, уже деловая, статья, принадлежит перу большого композитора А. Гречанинова и посвящена почти исключительно регенту хора Жарову, о чем и говорит ее короткое название «Жаров».
«...Он поистине Жаров. Когда мы видели его появившимся на эстраде, у него жар, вернее пламя, в глазах и во всем существе. На эстраду он не выходит, а как бы какой-то неведомой силой на крыльях выносится. Короткий поклон в публику и зал уже огласился могучими звуками. Момента, когда он повернулся лицом к хору, когда он подал знак, вы не уловили. Настраивать исполнителей ему, очевидно, не нужно. Они уже готовы, настроены, горят вместе со своим другом руководителем, пламенным Жаровым. Вы удивлены; когда же он дал тон? Ведь это не оркестр, ведь нужно, чтобы каждый член хора был в настоящем тоне... Как это он делает? Этого вы не заметите. Жаров любит начинать программу с фортиссимо. Это верный расчет сразу захватить публику, это и ему самому нужно, чтобы уйти от действительности и сразу погрузиться в очарованный мир звуков. Он вышел из Московского Синодального училища и это чувствуется в доведенной до последнего штриха законченной отделке всего, что бы он ни исполнял, чувствуется школа его учителя В. С. Орлова, главного руководителя знаменитого московского хора. И внешне приемы все те же, так же медленно прогуливается он за спинами своих хористов, перед началом номера, когда незаметно задается тон, все те же у него при дирижировании резко обозначенные движения рук и одно только отступление, дающее превосходство перед Орловым, это сильное время, которое он дает, как и всеми естественно принято, вниз, а не вверх, как это делал по каким то таинственным причинам Орлов. Жаров имеет в своем распоряжении только мужской состав. В этом отношении знаменитые русские хоры имели громадное преимущество. Но слушая Жаровский хор, вы часто получаете иллюзию смешанного: до того высоко забираются его тенора. Но что поражает, особенно иностранцев, это октависты с их бархатным звуком. Они придают хору органный колорит редкой красоты. Жаровский хор имеет диапазон в три октавы. Есть чем удивить мир, и его удивляют. В смысле художественности программы хор делает большие успехи, сравнительно с тем, как он начинал. Помимо имеющейся прекрасной музыки, он обогащает свои программы все новыми художественными произведениями, заказывая обработки старинных казачих и других народных песен выдающимся композиторам. Кроме радости слушанья этих новых произведений, Жаров еще и обогащает русскую хоровую литературу новыми сочинениями. Делая ценный вклад в область русского искусства, он таким образом выполняет миссию, имеющую историческое значение».
Есть в «Станице» и карикатура, посвященная хору — радио-такси — значительная толпа окружает радио-такси, внизу надпись: — «нет, нет, это не аксидан, это наши русские слушают концерт хора Жарова».
Далее идет довольно большая статья под заголовком «Двенадцать лет», построенная на интервью с администратором хора. В ней говорится о внутренней структуре хора, о работе администрации и приводятся интересные данные о концертах хора, с указанием, что 12 лет пришлось дать 2785 концертов, побывал хор в 748-ми городах, 27-ми государствах. В журнале помещено несколько фотографий хора и большая статья доктора государственных наук Влад. Синеокова о донской казач. песне.
И какая неожиданность... Большая статья, посвященная памяти есаула Моисея Тихоновича Попова, того самого Попова, который в Корниловском походе, под Выселками, ходил ночью по цепи Чернецовцов и будил нас, уткнувшихся в занесенную снегом землю —- «Не спи, замерзнешь», было это третьего марта 1918 года.
В 33-34-35 годах Жаров ввел в свой репертуар «Богородице Дево радуйся» С. В. Рахманинова , спокойное выдержанное песнопение, лишенное эффектности, песнопение простое по мелодии, но такое молитвенное и нелегкое для исполнения, требующее мощного хора. В то же время вошло в репертуар «Да молчит», песнопение, которое поется в церкви один раз в году, в Великую Субботу, на литургии, вместо Херувимской. Светский репертуар обогатился игривым филигранным «Чудный месяц», «Вдоль да по речке», не помню в чьей аранжировке; «За реченькой хмель вкруг кусточков вьется»; аранжировка А. Гречанинова, и много казачьих песен, почти все в аранжировке С. А. Жарова.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: