Приближался конец сезона и наш летний отдых решено было провести на южных озерах Австрии. Подходящее место было найдено на Осслахерзеэ в местечке Боденсдорф, вблизи Виллаха, куда я и направился сразу после концертного сезона, имея много просьб и поручений, главным образом со стороны семейных, имевших детей, найти хорошие квартиры. Ехать пришлось долго; сначала пересечь Германию, а затем Австрию почти до самой Итальянской границы. Бодендорф оказался совсем захолустным местечком, разбросанным по берегу довольно большого озера и связанным незначительной железнодорожной линией, пропускавшей в обе стороны 6-ть поездов в сутки. Неподалеку от широко разметавшегося Боденсдорфа, было еще какое то маленькое селенье, а на противоположном берегу — старинный полузаброшенный не то замок, не то монастырь. Ознакомившись с местностью, поодаль от озера, в далеко стоявших друг от друга домах, снял я несколько квартир для моих семейных коллег, имевших детей. Большее приволье трудно было найти. Для себя нашел я квартиру вблизи озера, рядом с желез, дорогой.
Озеро Осслахерзеэ было и не так живописно и не так глубоко, как Мильштадское, где мы проводили лето 1929 г., но за то в нем было много рыбы, ловлей которой мы и увлекались. Берега Осслахерзеэ почти повсюду покрыты густым камышем, так что ловля велась только с лодок. Для этой цели хористами были заарендованы на лето все имевшиеся у местного населения лодки. Увлекались рыбной ловлей не только хористы, но и их жены, нескорые даже больше своих мужей. Рыба в озере была самая разнообразная, но больше всего было лещей, именуемых у нас на Дону чебаками. Однако эти лещи были мало похожи и по виду и по вкусу на наших чебаков. У нас, во время разлива Дона, когда с высокой соборной площади Новочеркасска в ином направлении не было видно противуположного берега, кривяне, главные поставщики базарных продуктов, сообщались с Новочеркасском только на лодках, и жирные вкусные чебаки продавались повсюду. Ими нас потчевали в Великом посту в семинарской столовой, ими же можно было дешево пообедать на борту курсировавшего по Дону парохода, на остановках их предлагали предприимчивые казачки. В Бадендорфе лещи были другой рыбой, такой же широкой, серебристой, но будто худой и изможденной. А вкус? Отваришь ли леща, или зажаришь, все равно труха. Водилась в озере и другая рыба, вкусная, но не в таком изобилии, как лещи. Не мало было окуней, наших чикамасов. Попадались на удочку и довольно крупные. Я не помню, чтобы кто-нибудь ловил щук или карпов-сазанов; некоторым удавалось наловить сомят и линей. Часто попадалась и еще какая-то рыба. Вообще, ловля была увлекательной. Достаточно было отъехать от берега на два-три десятка метров, чтобы увидеть всех любителей рыбного спорта. На некоторых лодках вместе с мужьями сидели с удочками и их жены, а то и их юный потомок. Память не сохранила воспоминаний о каких-либо иных развлечениях в Баденсдорфе. Кажется, даже и на прогулки никто не ходил. Все торчали у воды; кто купался, кто грелся на солнышке, а кто часами сидел в лодке, в ожидании клева, или в поисках счастливого места. Танцор, живший у самого рыбного места, пойманную рыбу держал в бочке с чистой водой, этот резерв у него никогда не переводился.
Начались спевки. Теперь, несмотря на заманчивость, перспектива посидеть в лодке с удочкой в руках, да нахватать окуней, или хорошего линя, прекратилась, главное внимание уделялось подготовке новой программы. Новая программа предназначалась для тех городов, где мы еще не пели, и для повторных концертов. Как и всегда, регент проявлял волю и энергию в разучивании новых вещей, в их интерпретации, в шлифовке. Первое место «поставщика» нового репертуара прочно занял проф. К. Н. Шведов, который воочию убедился в почти неограниченных возможностях хора. Его творчество, его аранжировки были настолько интересны, насколько и сложны.
Разучивать большинство вещей, написанных им для хора, было не легко, но зато петь уже приготовленный номер — одно удовольствие. В них К. Н. показал себя не только большим музыкантом, но и мастером-либретистом, а подчас и поэтом. «По малину» сейчас поют многие хоры, но почти никто не упоминает, что эта довольно фривольная игривая вещица аранжирована проф. Шведовым и что слова ее тоже принадлежат ему. Запомнилось мне это хорошо, потому что я собирал пластинки, напетые хором Пятницкого и предлагал их вниманию Жарова. Первой из них было «Провожание» — «Дайте в руки мне гармонь», а когда я услышал мотив будущей «По малину», то мне показалось, что игривый характер этой вещи вполне подходит к репертуару хора. Но слова?! В особенности припев, просто похабный: «Это Ленин нам дорожку проложил, это Сталин нам дорожку проторил». Эту пластинку
я показал Жарову, в результате и появилось «По малину» Шведова. Вообще невозможно перечислить все церковные песнопения и особенно советские вещи, обработанные им для хора, а потому я остановлюсь только на тех, что ярче запечатлелись в памяти. Прежде всего, не забыть «Справки» в ее первоначальном неурезанном виде, о ней я уже упомянул ранее, не забыть «Лезгинки», звучавшей у хора, как оркестр. «Очи черныя» и «Две гитары». Не уйдут из памяти также «Пятая симфония» Чайковского и «Воспоминания» его же, где слова написаны Шведовым.
Вот слова на основную мелодию, не раз проходящую через пятую симфонию:
...Страждет и ждет в тоскливом нетерпеньи,
Верит, что прийдет для нее время освобожденья... —
Пел их солист-тенор. Слова, петые баритоном:
...Знакомые звуки плывут без конца —
Их вызвало в жизнь вдохновенье Творца.
Зовут они к миру, зовут к милосердью,
Зовут они к свету, любви, всепрощенью.
И пусть этот свет будет вечно в них жить
И всем на земле неустанно светить... —
Воспоминания о Чайковском скомпанованы из нескольких его произведений: Струнного квартета, Славянского марша, Андантэ Кантабиле, 5-й симфонии. Слова к этой тоже написаны Шведовым, последние из них, заключительные, уже пелись на очень быстром темпе, бравурно:
...Русскому гению чистому, светлому,
Русскому гению чистому, светлому,
Слава, слава, слава на век...
«Прелюд» С. В. Рахманинова долгое время пелся без слов, но для быстрого усвоения при разучивании во многих местах «Прелюда» К. Н. Шведов подставил вспомогательные слова из Пушкинского «Кто при звездах, при луне...» Большим и довольно тяжелым номером была «Кантата», приуроченная Шведовым к 950-тилетию Крещения Руси. Начиналась она торжественным величанием кн. Владимира и в дальнейшей песне излагалась история Руси, где главное внимание было уделено важнейшим событиям в истории нашего государства: удельный период, нашествие татар, объединение и укрепление Руси, смутное время.
Не упущена была и помощь моряков во время извержения Этны:
...Огнем дышет Этна, Мессина кипит,
И русский моряк к итальянцам спешит...
Эта кантата, написанная в 1938-ом году, пелась всего в течении одного сезона, но она не потеряет своей актуальности и ценности и в 1988-м году, найдется ли только хор, который смог бы спеть это легкое музыкальное произведение?
В 1939-м году, кроме обычной программы, хор приготовил несколько номеров для пения с оркестром. Пелась сцена коронации Бориса из оперы Мусоргского: «Борис Годунов», «Спаси Господи» и еще что то из «Увертюры 12-го года», пели и из Глиера. Все это было аранжировано для хора проф. Шведовым. Особенно блестяще проходила сцена коронации Бориса, чему много способствовал прекрасный баритон А. К. Левченко, певший арию.
Из церковных песнопений, написанных Шведовым, особенно следует отметить большой номер, составленный из панихидных песнопений: «Со святыми упокой» — «Сам еси бессмертный», «Надгробное рыдание», провозглашение всей басовой партией — Вечной памяти и наконец, «Вечная память».
На фоне «Со святыми упокой» и «Вечной памяти», Шведов наложил два различных соло баса. Этот номер был одним из сильнейших в духовном отделении, но он требовал большого хора. Немало аранжировал Шведов и таких побрякушек, как «Вдоль деревни от избы до избы», которые как-то разнообразили программу. Все это относилось к 1939-у году, когда хор перекочевал в США на постоянное жительство и летнее время проводил в Бельмаре на берегу океана в пятидесяти милях от Нью-Йорка. На производившиеся там спевки приезжал Шведов. Сейчас уже трудно вспомнить все то, что было аранжировано Шведовым, а что его бывшим учеником в Синодальном училище Жаровым.
С конца 40-х годов профессор стал серьезно прихварывать. К этому времени постепенно изменилось и лицо хора. Места выбывших хористов, поступивших в хор еще до 30-х годов, заменились новыми певцами более молодыми, а еще до того времени хор начал уменьшаться количественно. В 1927-м году хор состоял из 36-ти певцов, двух танцоров и регента, а к началу 50-того стабилизировался на 22-х певцах, двух танцорах и регенте. С. А. Жарову пришлось все сложные вещи, написанные Шведовым для 32-х голосов, приспособить к 22-м. Понадобилось до некоторой степени упростить старые вещи. Много раз хор включал в программу иностранные номера, началось это с «Серенады» Шуберта, приготовленной к Шубертовкому юбилею. После были введены в программу испанское «Бланко паломи», американское «Свани ривер», много немецких популярных песен и даже японских, нам непонятных.
Но от всего этого хор был вынужден отказаться и новая затея сама собой умерла. Быть может, для отдельных слушателей это было и интересно, но масса хотела слушать русскую мелодию, русскую песню. Только русская песня, выстраданная, вышедшая из нутра, то тоскливая и печальная, то радостная, веселая, пленяла и пленяет сердца иностранцев. Конечно, и до появления на хоровом горизонте проф. Шведова, как и при нем, Жаров аранжировал многие номера программ, как церковные, так и светские, но со смертью профессора вся забота и вся работа по созданию нового репертуара легла на одного регента.
Теперь уже в 1968-й год, семь лет, как я оставил хор. Совсем недавно на концерте хора Жарова в Нью-Йорке, в зале Карнеги Хола, мне пришлось еще раз убедиться, что хор совсем не похож на увядающий цветок, он все также полон жизни, красок, звучности, как и прежде. В программе все те же композиторы: Чайковский, Гречанинов, Кастальский, Чесноков, Шведов, но уже большая часть аранжировок принадлежит самому маэстро Жарову. Некоторые из них были для меня совершенно новы и настолько интересны, что приковывали к себе внимание от начала до конца. «Молись, кунак» , которое хор начал петь в начале 50-х годов, было аранжировано Жаровым настолько удачно и интересно, что все время поется хором в каждом концерте, если не в программе, то в бисах.
Концертное турнэ в С. А. Ш. и Канаде предполагалось больше, чем на 20-ь недель; кроме городов, где мы выступали в предыдущем сезоне, хор должен был посетить западную часть С. А. Ш. и Канады и заглянуть в южные города, где еще не появлялись. В хор вступили новых четыре хориста, обладавшие прекрасными голосами, и, как и мы вышедшие из рядов Белой Армии. Новому хористу, в тридцатых годах не так легко было овладеть всем большим и довольно сложным репертуаром. Кто по неспособности или нерадению не осиливал его в течении репетиций, тот уже в безпрерывных путешествиях не мог наверстать упущенного, за что расплачивался увольнением из хора в конце сезона.
В данный сезон, в хор был принят уже немолодой певец-тенор В. Левицкий. Жил он в Праге, где его знала почти все русская колония. Да и старшее поколение донцов, если и не знали его, то безусловно слыхали о нем. Его певческая карьера сложилась совсем необычно. Кто-то из столичных меценатов, побывав на Дону, услыхал, что здесь имеется замечательный тенор с богатым природным голосом. Прослушав его, меценат сразу предложил ему ехать в столицу и гарантировал бесплатное обучение. Левицкий был принят в столичную консерваторию, окончил ее и попал на большую сцену. На сцене он оказался настоящим «дубом». Голосом своим он перестал заниматься, считая, что ему нечему учиться. В опере Левицкий не удержался и начал концертировать по разным городам, пел и в Новочеркасске. На пробе голос Левицкого понравился Жарову и Левицкий был принят в хор. Ценно было и то, что был он прирожденным Донцом.
Как-то в Баденсдорфе, на хоровой семейной вечеринке с импровизированным концертом, упросили спеть что-нибудь и Левицкаго. Пропел он какую-то певучую, никогда много не слышанную русскую песню. Голос его звучал прекрасно на всех регистрах, и пел он без видимого напряжения, но в его пении не было жизни, не было искры, которая летит от певца к слушателю и объединяет их в общем горении. Пение Левицкого было безжизненно. Он, обладатель этого прекрасного голоса, не пел в хоре, где он был во вторых тенорах, ни одного соло и, как передавали коллеги по партии хора, был совсем не тверд в знании репертуара. Проработав в хоре один сезон, он оставил его, возможно, по собственной инициативе. Дал Господь ему блестящий голос, но лишил даже малейших признаков темперамента.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: