В начале Страстной недели 1926 года, мы, бывший хор Дроздовского полка, сели в поезд в гор. Софии, который должен был довезти нас до Вены. Незадолго до отъезда, хор переменил свое название и стал называться «Кубанский казачий хор». Не помню точно, что принудило к этому переименованию. Смущало то, что в хоре того времени не было ни одного кубанца, но мы уже точно знали, что «Кубанский Войсковой хор», которым управлял очень хороший регент Соколов, уже прекратил свое существование. Ко времени оставления Болгарии переменился и состав хора. Несколько человек оставили хор еще в Севлиеве; пять-шесть хористов, имея приличные места, с хорошими перспективами на будущее, остались в Габрово; наконец, пять-шесть человек по разным причинам не пожелали расстаться с Софией. Места выбывших заняли другие певцы, в которых в то время недостатка не было, но хор, бывший одной семьей, потерял свою однородность и внутреннюю еще боевую спайку, что и отразилось на нем впоследствии. Итак, мы ехали в Вену, как «Кубанский казачий хор», но в форму Кубанских казаков облачились лишь два-три м-ца спустя, когда к тому представилась первая возможность. Наш поезд был простой пассажирский и вовсе не спешил доставить нас в Вену. На югославской границе, в Цариброде, пришлось пройти всю пограничную процедуру, и по просьбе пограничников и чиновников что-то спеть. Среди ночи долго стояли в Нише, а утром в Белграде была довольно продолжительная пересадка, так что время позволило, хотя бы поверхностно, осмотреть город. Вся привокзальная часть его представляла собою сплошной пустырь, на котором было лишь несколько, более или менее солидных, новых построек. Но даже и в самом центре города капитальных зданий было очень мало.
Взглянув на братский Белград, двинулись мы в дальнейший путь на Вену. Дорога была нудная и утомительная. Лишь на следующий день нашего путешествия мы наконец очутились в Вене.
Встретил нас, бывший некоторое время в Донском каз. хоре, Н. Краснянский хорошо знавший город и имевший некоторые связи в концертном мире. Трамваем доехали до центра города, где и остановились в «Отель Бандель» — в том самом, в котором жил поначалу и Дон. каз. хор. Отель был расположен рядом с собором Св. Стефана, в самом центре города. Мало кто из нас в достаточной степени владел немецким языком, а наш вид явно обличал беженцев: одеты мы были кто во что попало и только два-три человека имели приличные штатские костюмы. Робко выползали мы из отеля, боясь затеряться в столь большом городе. Но вскоре кто-то сияющий вернулся из ближайшей лавочки, где кроме всего прочего есть и съестное, и рассказал, как сначала ему не удавалось объяснить продавцу, что именно ему нужно, но присмотревшийся коммерсант вдруг спросил его по русски: «Вы русский?»
Оказалось, что в недавнюю войну чуть ли не половина взрослого мужского населения Австрии побывала в плену в России, откуда они вывезли самые лучшие воспоминания и знание русского языка. И тут мы сразу ожили. Смелее стали знакомиться с городом, постепенно увеличивая радиус своих выходов, пока не дошли до ринга, откуда было рукой подать до Концертхауза, где нам вскоре предстояло петь концерт.
Странное впечатление производил город. Множество драгоценных произведений строительного искусства, великолепные дворцы, храмы, памятники, парки; всюду чистота и порядок. Но на всем лежала печать грусти и опустения. Вена, недавняя столица большой империи, с пышным и блистательным Двором, обратилась в столицу маленькой республики и словно облеклась в траур. Все ее многочисленные дворцы, правительственные здания, храмы и памятники напоминали огромный музей — спокойный и замерший. Даже в ее торговой части — Грабен, Кернерштрасэ, Мария-хильфштрасэ — не приходилось наблюдать ни сутолоки, ни спешки. Познакомились мы и со знаменитым Пратерем и его развлечениями, и впоследствии заглядывали туда неоднократно; побывали и в Шенбруне, и в его фантастическом парке, полюбовались исключительно красивым видом, открывавшимся от главного входа дворца, откуда широкая и длинная, пересеченная посередине небольшим обрамленным в гранит озерком, с чудным фонтаном в центре, аллея, постепенно поднимаясь, заканчивалась крутым холмом, увенчанным царственно-стройной аркой с амфиладой колонн. Да, все это было очень красиво, но как то холодно. Всех причудливо подрезанных деревьев и кустов коснулась рука искусного садовника, создавшего совершенную, но мертвую форму. Увы, и здесь царила тяжелая грусть — посетителей, кроме нас, не было.
С первого же дня нашего приезда в Вену хор начал репетировать программу уже назначенного концерта и вскоре в Концертхаузе состоялась генеральная репетиция, на которую была приглашена пресса. Отзывы, появившиеся в печати, были восторженные, но мы все же ожидали концерта с большим
волнением, ибо здесь должна была решиться дальнейшая судьба хора, т. к. впереди, кроме намечавшихся одного или двух концертов, никакой работы у нас не было — одни надежды.
В назначенный день концерта, в приподнятом и слегка нервном настроении, мы собрались за кулисы, чуть ли не за час до начала. Когда в зале появились первые слушатели, то каждый из нас старался взглянуть: а сколько их? Зал стал быстро наполняться и когда мы вышли на подиум, незанятыми оставались лишь обочины задних рядов. Под аплодисменты публики вышел регент, С. Д. Игнатьев, поклонился и занял свое место. Концерт начался. За обилием впечатлений и переживаний, программа концерта не сохранилась в моей памяти, но приняты мы были и слушателями и музыкальными критиками более, чем одобрительно. Однако, ни новинкой, ни сенсацией, хор уже не был, а потому мы не задержались в Вене, а, получив новый ангажемент, сразу же уехали в Германию, в Мюнхен. Там мы дали концерт в Штадтхале, в довольно своеобразной обстановке: публика сидела за столиками, кто с чашкой кофе, кто со стаканом вина- Не помню, пели ли мы духовное отделение, но хорошо помню, что во время пения соблюдалась полная тишина и многие исполненные нами вещи приходилось исполнять на бис. Запомнилась и маленькая сценка, когда в конце нашего выступления в зал ввалилась довольно большая группа, одетая в черкески. Это были регент и хористы «Уральского хора», избравшие себе кавказское одеяние. Основой этого хора были остатки хора Алексеевского полка. Алексеевцем был и регент хора А. И. Шелух, которого я хорошо знал еще по Египту. Пели они по большей части в Мюнхенских кинематографах.
В Мюнхене мы получили новый ангажемент, в Ульм, где и задержались чуть ли не две недели. Пели в самом городе, пели и где то поблизости. Лучше всего концерт прошел на курорте, название которого не удержалось в памяти. Зал, правда небольшой, был набит до отказа и редкое явление: директор заплатил хору более условленного гонорара. Вообще же за все «Ульмское сидение» в самом городе мы дали только четыре концерта, из которых три прошли с довольно плачевным материальным результатом.
Начиналось лето, когда концертные залы пустуют, а курорты начинают готовиться к приему гостей. В свободное время бродили мы по городу, расположенному по берегу Дуная, и не раз заходили в тамошний, кажется самый высокий в мире, готический собор.
Полученный нами новый ангажемент позволил нам познакомиться со Штутгартом, большим и красивым городом, с некоторой претензией на модернизацию в новых постройках. Пели мы там сначала в небольшом концертном зале, находившемся на просторной площади, лежащей у подножья средневекового замка, а потом в обширном зале одного из городских кафе. Там же, в Штутгарте, был подписан новый контракт на целый месяц на выступление хора в самом большом кафе Гамбурга. Кафе «Фатэрлянд», где нам предстояло петь, находившееся в центре города, на берегу красивого озера «Альтстэр», всегда бывало полно и ежедневно давало большую артистическую программу, повторявшуюся дважды: после обеда и вечером. В каждой из них наш хор выступал с 4-5-ью вещами, выступали и наши два танцора-лезгинга. Работы было не так уж много; первая половина дня уходила на спевки и оставляла достаточно времени для знакомства с городом.
Затем Гамбург, второй по величине город Германии, и один из самых больших портов в Европе, океанские пассажирские пароходы доходили только до Куксхафэна, находящегося в самом начале очень широкого устья Эльбы, на которой выше по течению лежал Гамбург. Его главной достопримечательностью являлся зоологический сад Гакенсбек, где звери, как казалось посетителю, гуляли на полной свободе. Гамбургский зоолог, сад — главный поставщик всех зоологических садов в Европе, а потому временами некоторые отделения почти пустовали. Красивый был Гамбург в районе Альстэра, где вокруг озера расположились роскошные виллы, богатейшие дома и все лучшие магазины города. По соседству с Альстэром находилась главная площадь, лучшим украшением которой было здание городской ратуши.
Наши выступления в «Фатэрлянде» пользовались большим успехом у публики, нескупившейся на аплодисменты по окончании каждой вещи, но сохранявшей полную тишину во время исполнения. Успех хора был настолько очевидным, что дирекция предложила подписать новый контракт еще на три недели, но не сразу, а через месяц, т. е. в конце лета. Ежедневный гонорар хора был не так уже высок, но жизнь на одном месте давала большую экономию в квартирах и питании, а кроме того совершенно отпадали расходы по переездам из одного города в другой. Все это дало возможность хору заказать кубанскую форму и вообще привести себя в лучший вид. И перед самым отъездом из Гамбурга, на нашем последнем выступлении в «Фатэрлянде», мы появились перед публикой в новом облачении и даже с кинжалами... конечно деревянными, обтянутыми кожей. За время, т. е. в течение целого месяца, до выполнения возобновленного контракта с «Фатэрляндом» хор дал несколько концертов вблизи Гамбурга: пели в Хайдэ, Итцсхээ, Букстэхудэ, Куксхафэнэ, после чего отправились на курорты, в район Шварцвальда, спели в Ляре, недалеко от Бадэн-Бадэна и покатили по дороге на Констанц. Выступали в Филингэн, Трибэрг, Дэнаушингэн. В Трибэрге жил в то время Боголюбов, защищавший цвета Германии на международном шахматном турнире. В Дэнаушингене, против казино, где происходило наше выступление, протекал, взятый в каменные берега, маленький ручеек, исток Дуная. Едва два месяца до этого, мы были у его широченного устья, — тогда это казалось почти сказкой.
Выступали мы в Бадэн-Бадэне и в Бадвильдугэн и Констанц, пели в Гездяр и еще на каких то курортах. Германия изобилует множеством всевозможных курортов с различными минеральными водами, но еще большей степени «Люфт» курортами — «лечение воздухом», — которыми был полон весь Шварцвальд. Немало их и в Харцэ и в южной Баварии. Не помню, какой дорогой возвратились мы в уже знакомый нам Гамбург, разместились почти все по старым квартирам. На этот раз, кроме «Фатэрлянда», хору пришлось петь и в Штадхале, находившемся на другом берегу озера «Альтэр». Выступали мы там один раз в день, после обеда. При хорошей погоде пели на открытом воздухе, а при дождевой, что в Гамбурге не редкость, в просторном закрытом помещении. Ездили мы в Штадхаээ, чаще всего пароходиком, крейсировавшем по озеру, а иногда и подземкой, шедшей от главного вокзала.
Кончался летний сезон, но перерыва в работе хора не было, т. к. бывшая служащая большой концертной дирекции в Мюнхене доставала нам все новые и новые ангажементы. Зимний концертный сезон в Германии обычно начинался с самого начала сентября, а иногда с конца августа. К этому времени мы уже имели контракт с Берлинской дирекцией Ю. Беркон, на концертное турнэ. Хор ужа не знал отдыха. На ходу разучивались все новые вещи. Довольно быстро осилили «На реках Вавилонских» Гуно, номер серьезный и интересный, разучили и чудную «серенаду Гросбауэра», построенную на дуэте тенора и баритона. Звучала она у хора прекрасно.
Но чем дальше, тем больше выяснялось, что слушателей интересует русская народная мелодия и русские песни. Семен Димитриевич Игнатьев, регент хора, был в хороший композитор и мастер аранжировок. «Эй ухнем» и «Стенька Разин» входили в репертуар хора еще раньше, и без них в Германии не мог обходиться ни один концерт. Постепенно вошли в аранжировку «Вечерний звон», «Калинка» , «Метелица», «Кобза» (Давыдовского), «Глухой неведомой тайгой» и «Двенадцать разбойников» . Позднее в репертуар были введены «Коробейники», «Однозвучно звенит колокольчик», «Камаринская» и др.
Не могу не забежать вперед. Когда пришлось петь в Японии, подобно тому, как в Германии «Эй ухнем» и «Стенька Разин» стали фаворитами публики, так в Японии предпочтение было отдано «Бродяге», «По диким степям Забайкалья» и «Вниз по матушке по Волге». Их знала и пела вся поющая Япония. Об этой стране я буду говорить в дальнейшем особо.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: