Все аранжировки Игнатьева были просты и очень доходчивы до слушателя. В них совершенно не нарушалась мелодия и не затемнялась аккомпанементом. Управлял он хором прекрасно, никогда не терялся. Особенно показательным в этом отношении был случай на втором концерте в Берлине: хор пел в «Адмираль Паляс», где зал выглядел очень богато, но акустика была убийственна: все утопало в красивом тяжелом бархате. И не только кожи и партэр были щедро увешаны бархатом, им была обита вся мебель, в нем утопала вся сцена. И когда солисты на «Воскресни, Боже» вышли чуть вперед и запели, мы их почти не слыхали. А когда на последнем номере духовного отделения, «Воздех очи мои», хор дошел до заключительного, — «от ныне и до века», — где на быстром темпе тенора «догоняют» басы, вступая несколько раз на восьмую позже, тенора не слыхали басов и не вступили во время, регент хора вступил сам и тем дал нам возможность вступить правильно и хорошо закончить концерт.
Наш первый концерт в Берлине состоялся в небольшом зале Зингакадеми, где мы имели большой успех и хорошую критику, а кроме того часть концерта была записана на пластинки фирмой «Электрола», которые поступили в продажу и быстро разошлись. Не помню всей программы концерта, но помню пластинку, которая звучала прекрасно, на которой были: — «В 12 ч. по ночам», «Марш» и «Закувала». — В Берлине, мы дали еще два концерта в Блютнерзале, после чего пели по всем городам Германии, вплоть до инославного Рождества. Запомнился один концерт в Вилефэльдэ, где слушателей было немного, после которого музыкальный критик, дав блестящий отзыв о хоре и программе концерта, меланхолично добавил: «Увы, этому хору достались лишь сливки со взятого другими молока». Материальные дела хора если не были блестящи, то все же вполне приличны: можно было не только жить, но и откладывать что то про черный день.
На рождественские праздники мы были свободны, но кто то сообщил, что Донской хор дает в эти дни концерты в Дрездене. О существовании этого хора мы узнали еще в конце лета, когда он вернулся из Австралии, где пел несколько месяцев. Регентом этого хора был С. А. Жаров.
Несколько человек из нашего хора сели в поезд и покатили в Дрезден слушать донцов, дабы иметь представление об этом хоре. Остановились мы в том же отеле, где жили донцы. Приняли они нас с распростертыми объятиями, зачислили на полный пансион, оплативши все из кассы хора. Пробыли мы в Дрездене два дня, прослушали полностью два концерта, оставивших глубокое впечатление. Было в этом хоре что то новое, чувствовалась строгая дисциплина и предельная шлифовка песнопений. Особенно поразили нас церковные песнопения, где хор показал и мощь и бесподобное пианиссимо, изумительные речитативы и широту размаха. Пели «Блажен муж» киевского распева, «Благословен еси Господи» (Чайковского), «В церкви» (его же), «Спаси Боже» и «Господи, сохрани» (Чеснокова). Наибольшее впечатление произвела последняя вещь, где мелодию в стиле древних песнопений ведут басы, а тенора дают лишь основу, все песнопение идет ступенями вверх с нарастанием звука и последнюю фразу «Господи, сохрани их на многая лета» поет уже весь хор и в фортэ-фортиссимэ. Это было исполнено, действительно, захватывающе, незабываемо.
Новинкой, и даже загадкой, был сам регент. Небольшого роста, молодой, интересный, подчеркнуто подобранный, до предела напряженный и очень скупой на движения, как будто он их экономил. Его руки были все время у груди, но как они были напряжены! Казалось, они вот-вот взовьются, соответственно нарастающему звуку. Но это только казалось; за два концерта не было ни одного широкого жеста, руки все время оставались у груди. Это было ново, интригующе и даже, пожалуй, загадочно. Заслуживали внимания и солисты хора, а некоторые из них были просто прекрасны. Светский репертуар Донского хора того времени не мог конкурировать с церковными песнопениями: добрая половина светских вещей была бледнее церковных, но отшлифованы они были тщательно.
Прослушав два концерта, поблагодарив донцов за доставленное нам наслаждение и оказанное радушное гостеприимство, вернулись мы в Берлин в свой хор, где рассказали подробно о всем виденном и слышанном в Донском хоре. В противоположность царившей у донцов дружеской атмосфере, в нашем хоре шли непрерывные раздоры. Начались они еще в Гамбурге с незначительных недоразумений, уже не помню по какому поводу, а затем, все разрастаясь, приняли непозволительные формы. Жизнь стала нервной и мы с приятелем стали подумывать, где бы найти спокойную работу в спокойной обстановке. Так как в то время в Германии русских певцов брали нарасхват, то ждать нам пришлось недолго. Вскоре приятель уехал наемным певцом в Великорусский хор балалаечников, а дней через десять уехал туда же и я. Грустно было оставлять хор, которому я с увлечением отдавал себя в течении пяти лет. Ни к кому у меня не было неприязни, кроме одного хориста, который впоследствии показал себя с самой худшей стороны, даже немыслимой в офицерской среде.
Б.Х.Б. целиком вышел из рядов Западного фронта, попавших в эмиграцию, пробыл я в его составе больше полу года и так же внезапно покинул, как и поступил. Историю этой «музыкальной» единицы я передаю со слов одного из ее основателей. Уже в 1920-м году в Берлине начали свою деятельность два оркестра балалаечников: Бориса Романова, обрусевшего немца, и доктора Зверькова, а осенью того же года, в лагере Вюнсдорф, под Берлином, взялся за составление 3-го оркестра балалаечников кап. Михайловский, человек с консерваторским образованием, спокойный и даже больше, чем следовало бы. Кроме народных мотивов, он стал вводить в репертуар оркестра и классические музыкальные произведения, т. ч. к началу 1927 года, ко времени нашего появления, оркестр был настолько хорошо подготовлен, как в шлифовке отдельных музыкантов, так и в общей сыгранности, что без труда преодолевал почти любое музыкальное произведение. Увертюра из «Марты», «Поэт и крестьянин» — Супэ, «Андантэ кантобиле», «Осенняя песня» и «Песня без слов» Чайковского и многое-многое другое заставляли забывать, что перед тобою балалаечный оркестр, — настолько мягко и певуче звучали как лирическая непривычная кантилена, так и бравурные вещи. Состав оркестра был невелик: две балалайки-контробасы, четыре первых и два-три вторых альта, такое же приблизительно количество было и домбр. Имелся бубен, барабан и трезель, был и пианист. Музыканты-любители за ряд лет непрерывной работы и тренировки превратились в профессионалов. Солистом-балалаечником был сравнительно пожилой Погорелов, бывший солистом еще в России в оркестре Андреева, были при оркестре два танцора и одна танцовщица. Из танцоров следует отметить Орлика, изящнее его никто не танцевал, был он артистом своего дела. Легкий, подвижной, с грациозной техникой, на сцене он творил, и даже нам не было скучно ежедневно видеть его в танце.
Еще за несколько лет до нас, т. е. до 1927 г., оркестру пришлось обзавестись и хором. Основой этого хора были человек 13-15 музыкантов, обладавших слухом и весьма посредственными голосами. К этому своему хорику оркестр добавил 3-4-х платных хористов. Репертуар хора был совсем несложный, завсегдатаями в нем были: «Эй ухнем», «Стенька Разин», «Вечерний звон», «Однозвучно», т. е. все то, что знала уже вся Германия. Работал оркестр на артельных началах, а мы, вольнонаемные, получали определенный гонорар. Платили нам не так много, но и работы было совсем мало, а отношение к нам со стороны администрации, да и всего оркестра, не оставляло желать лучшего. Выступал оркестр чуть ли не во всех городах, больших и маленьких. Было это еще во время немого фильма, в Европе было принято сопровождать картины музыкой. Иногда это бывали оркестры, хоры, солисты, а иногда одно пианино. Когда же появились на рынке фильмы на русские темы, то спрос на русскую музыку и песни необыкновенно возрос, русские хоры, квартеты и трио, даже самые захудалые, все были заняты по кинематографам, соответственно своему рангу. Самым большим и лучшим ансамблем этой категории был тогда, встреченный нами в Мюнхене, «Уральский казачий хор», имевший более двадцати певцов. Пели они по большим кинематографам больших городов, иногда чуть ли не по месяцу подряд.
В.Х.Б. в Германии по кинематографам не выступал, но, попавши вскоре в Голландию, оркестр, хор и танцоры подвизались в больших кино Тушинского: две недели в Амстердаме и одну в Гааге. Выступления всего ансамбля происходили между сеансами, когда давалось большое музыкальное отделение. Сеансов было три, а выходов оркестра два. Свободного времени было много, кто проводил его за винтом, кто за шахматами, а кто шел в город поглазеть на богатые витрины. Скоро и я стал заправским винтером. Помню, однажды, когда мы ехали на дневное выступление в Эссене, то так заигрались в вагоне, что не заметили, как проехали свою станцию. Не заметили этого и наблюдавшие нашу игру «болельщики», тоже винтеры. Как мы потом гнали своего таксиста, и все же приехали в театр с маленьким опозданием, за что, конечно, получили заслуженную взбучку.
Во время нашего пребывания в Амстердаме глубоко переживали и с волнением следили за шахматным турниром на мировое первенство между Капабланкой и Алехиным, и радости нашей не было конца, когда наша взяла.
Хор наш был слабенький, но повсюду мы имели успех. Между прочим, запомнился мне один комический случай: в нашем репертуаре имелся отрывок из «Кобзы» Давыдовского, «Завидкиль идэш человиченьку», где глубокий низкий бас отвечает: «из корчмы», а во втором куплете — «куль соломы». В Гааге этот наш бас, проведя ночь с друзьями в обильных возлияниях, все же явился на первое выступление. Но в каком виде! Выпустить его на сцену было решительно невозможно, однако регент Погорелов не только выпустил его, но и заставил петь свое соло. Такого успеха этот номер никогда не имел и регенту пришлось взять плохо соображавшего растрепанного солиста и вытащить его на авансцену. Гром аплодисментов встретил столь необычайную пару.
За время нашего пребывания в Голландии, где оркестр дал еще несколько концертов по разным городам, пришлось мне взглянуть на Дворец Мира в Гааге и побывать на знаменитом морском курорте Шевенинг. Начались «фашинги», время общего веселья, и мы снова вернулись в Германию, где оркестр переключился на смешанную музыку: сначала давалось короткое концертное отделение, после которого все музыканты переодевались в смокинги, появлялись саксофоны и другие инструменты фокстротной музыки, начинались танцы. Усладившись зрелищем, я обыкновенно шел спать, а оркестр играл еще долгое время.
Но вот прошли «фашинги» и опять начались концерты. Несколько недель подряд оркестр выступал в Ганновере, в большом кафэ «Георг Палас», дававшем большую музыкальную программу. Атмосфера в этом кафэ была больше, чем приятная и публика принимала выступления оркестра с большим одобрением. Выступали мы два раза в день, т. ч. свободного времени было много и я употреблял его на знакомство с городом. Красивый и опрятный Ганновер, кроме одной из самых красивых ратушей Германии, украшенной золотым куполом, имел великолепный вокзал с широкой вокзальной площадью и памятником большой художественной ценности. Эти два образа особенно отчетливо запечатлелись в моей памяти. После Ганновера начались выступления оркестра в больших залах крупных городов: Эссене, Заальбау, Бремене, Штадтхалэ и др.
В начале июня месяца Погорелов оставил В.Х.Б. и уехал на другую, кажется самостоятельную работу. В управление хором вступил домбрист П. П. Россинский, вскоре освоивший и свою добавочную работу регенства. Человек музыкальный и скромный, он и не претендовал на манерность и показную сторону управления, давал тон, держал темпы. Петь под его управлением было очень легко, солистов он не понукал, но и не удерживал: пой, как можешь. Но легкость работы никак не компенсировала стремление певца к поискам лучшего. Состав хора оставался более чем слабенький, программа примитивная, исполнение чисто любительское.
В середине июля я неожиданно получил письмо от администратора Донского хора с предложением мне и приятелю-октависту явиться в назначенное место, в последних числах июля, на репетиции хора. Посоветовавшись между собой, мы тотчас же ответили согласием и поставили в известность свою администрацию о нашем выходе. Препятствий к отъезду никто нам не чинил, а скорее было выражено благожелательное сочувствие и поздравление всего хора с поступлением в Донской Казачий хор.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: