Оркестр работал тогда у бельгийской границы в районе Аахен-Крефель, а ехать нам предстояло в Варен на озере Мюриц в Померании. Распрощались мы с оркестром в Крефельде и решили ехать с первым утренним скорым поездом. Рано утром я уже был на вокзале, но напрасно искал своего приятеля, — его не было. Пришлось ехать одному. Сел в вагон и покатил на северо-восток, через Кельн на Берлин, дорогой вспомнил рождественские концерты Донского хора и слегка волновался. Я знал, что требования к хористу, да еще новичку, большие. За свои голосовые данные я не опасался: кроме тенора, легко идущего до самых высоких нот, у меня был высокий фальцет, наличие которого я неожиданно обнаружил во время моего пребывания в оркестре. Но как привыкнуть к такому загадочному регенту, к его управлению?
В Берлин я приехал уже под вечер. Здесь мне надо было делать пересадку и уезжать с другого вокзала. Не желая очутиться в маленьком городке ночью, я заночевал в Берлине, а рано утром уехал в Варен.
На станции Варен встретил меня один из хористов. Сели мы на маленький пароходик и поплыли на другую сторону довольно широкого озера. По его берегу было проложено большое шоссе, отделявшее жилые дома от воды. Среди вилл и просторных домов, где размещались хористы, был порядочный Гастхоф, гостиница с номерами для гостей и вместительным рестораном. В него меня и водворили. Потом в ресторане этого же Гастхофа происходили спевки. Сразу же мне пришлось взяться за старый репертуар хора, брать ноты и уходить в лес и там буквально зубрить наизусть. Репертуар хора тогда был еще не так сложен, как впоследствии, и я за три дня выучил наизусть почти все. К моменту моего появления в Варене уже съехались многие старые хористы-тенора: Евлампиев, Золотарев, Соболев, из вновь прибывших были Иратов и я.
Иратова я не раз слушал на концертах в Софии; Соболев пел несколько соло в рождественских концертах, а Золотарева я немного помнил по архиерейскому хору в Новочеркасске, где он был мальчиком солистом.
Постепенно съехались почти все хористы; приехал из Софии еще один тенор Дроздовского полка кап. Крыжановский, который с семи лет и до 21 года был постоянным солистом архиерейского хора при Владыке Антонии, Волынском. С приездом регента начались спевки.
Здесь я должен остановиться на личности С. А. Жарова, как человека и как регента. Его человеческий, как и музыкальный, облик, казалось, истекал из несомой им фамилии, он легко воспламенялся, иногда по совсем пустяшному поводу, был быстр на принятие решений, пламенно-доверчив, не сребролюбив и щедр на благотворительность. Свою доверчивость он простирал не только на друзей, но и на тех лиц, которые отплатили ему впоследствии черной неблагодарностью. Как регент, С. А. Жаров был очень трудолюбив, усидчив в работе и непреклонен в своей трактовке и отделке песнопений. На подиуме он перерождался, управляя хором он буквально горел, а иногда и пылал, находясь в каком-то творческом экстазе. И этот экстаз регента не мог не передаваться публике. Его манера исполнять разученные вещи «сегодня», не совсем так, как «вчера», его требование: «смотрите все на меня, будьте внимательны и готовы к тому, что я что-то изменю в исполнении» — держало хор в постоянной готовности, в постоянном напряжении, и повторявшиеся на каждом концерте номера программы не теряли своей свежести и не звучали затасканно.
Как регент, Жаров был несомненным новатором, и тем певцам, которые имели 10-15-20 лет практики пения, не так легко было свыкнуться с этими новшествами. Спевки производились в чисто деловой обстановке: работа была кропотливая, выучка проводилась с большой настойчивостью и терпением. Ни одной детали в программе не оставалось недоделанной. Иногда затрачивались часы для усвоения какого-нибудь трудного пассажа. Новостью было и то, что Жаров при разучивании некоторых пассажей сразу требовал и добивался их концертного исполнения. Редко номер разучивался с начала и до конца в последовательном порядке, нередко случалось, что вещь разучивалась с середины, а то и с конца. Возможно, что и это он делал из желания преодолеть рутину в хоровом пении, которую он так ненавидел. Жаров был ярым противником пения в одном заученном исполнении, и горе, если кто-либо, хотя бы по рассеянности, забывал это требование. Регента это выбивало из колеи и он мог совершенно сломать номер. Нередко он говорил: «Я остановлю хор» и это было его капризом. Говорили, что Жаров нарушил традиции русского хорового искусства, но ведь Жаровцы, как взошли в 1923-м году на большую сцену, так и подвизаются на ней и до сих пор, неся русскую песню по всему свету.
Это ли не достижение, это ли не заслуги новаторства С. А. Жарова? Ему надо было уловить, пленить сердца и души иностранцев, не знающих русского языка, и он сделал это, как никто, как ни один русский артист, как ни один ансамбль. Это мое мнение о Жарове родилось не сразу, оно созрело уже в самом конце моего пребывания в хоре, а может быть и позднее.
Приведу я и мнение проф. Шведова о своем бывшем ученике. После одного концерта хора, из зала вышли проф. Шведов, один из хористов и один знакомый профессора. За чашкой кофэ поднялся разговор о прослушанном концерте и знакомый профессора задал ему вопрос: Как по вашему, какой регент лучше —- «Жаров или X управлявший этим концертом?»
«Что, — почти закричал профессор, — Жаров, это регент, и после короткой паузы, также возмущенно добавил: — у Жарова есть недостатки, но это регент». — Сам проф. Шведов был прекрасный композитор и лучший знаток теории музыки, композиции, контрапункта и т. д. Он же был неизменным корректором произведений таких корифеев, как пианист, дирижер и композитор С. В. Рахманинов и скрипач и композитор Ф. Крайслер.
С. В. Рахманинов очень высоко ценил как регента, так и весь хор. Вот его запись в хоровой книге: «Прекрасному регенту прекрасного хора», и я сомневаюсь, чтобы кто-либо другой получил столь высокую оценку этого серьезного и великого музыканта.
Что касается хора, то он состоял из добровольцев гражданской войны Добровольческой, Донской и Кубанской армий. Голосовой состав, за редким исключением, был прекрасный, лучшие голоса Корниловского хора — Бажанов, Патаржинский, Поповкин, Яровицкий, Камаралли; Дроздовского хора — Крыжановский, Фомин, Каратаев, Терихов и др. перебывали в нем, и когда Жаров получил в свое распоряжение столь богатый голосовыми возможностями хор, он твердо повел его к вершинам полного совершенства и славы.
Вернусь теперь к подготовке хором нового репертуара на концертный сезон 1927-28 года. Спевки продолжались весь август, не менее 6-и часов в день: три часа до обеда и столько же после, разучивалась полная программа, с запасом 17-18 номеров. В хоре, в те времена, было не меньше трех хороших октав, почти все первые тенора без особого напряжения шли на третье «до», а некоторые и выше, прославленные фальцеты и альтино увеличивали диапазон хора еще на целую кварту вверх, что давало нам возможность соперничать со смешанными хорами.
В старое время на Руси, в архиерейских хорах партии дискантов и альтов исполнялись мальчиками, голоса которых много нежнее и мягче женских и не вносят ни малейшей резкости. Хоры, с участием мальчиков, звучали более молитвенно. К такому исполнению приближался и Донской хор, в первое свое десятилетие использовав полностью свои возможности. Использовал их и проф. Шведов, уделявший хору очень большое внимание и много работавший над аранжировками предназначенными для хора, т. е. приспособленными для наших возможностей. Только большие номера, на 10-12 минут, исчисляются десятками, а малых и не упомнишь.
Как пример, «Стенька Разин» К. Н. Шведова, начинавшийся фразой «Сарынь на кичку» и прекрасно аранжированный для хора, другим хорам был не по силам, там в куплете, изображавшем ропот, и первых теноров музыкальная фраза начиналась на второй добавочной линии внизу и повышалась постепенно к фортэ, заканчивалась на третьей добавочной линии вверху. Правда, эта вещь продержалась в репертуаре хора недолго, но причиной этому были привычка и желание слушателей, чтобы главная мелодия-соло баса нигде не затемнялась акомпаниментом и звучала бы ясно сначала и до конца.
Спевки шли своим чередом, успешно, т. ч. через три недели программа наша была разучена. В дальнейшем, начали петь без нот, а иногда строясь по концертному, стоя. Наконец состоялась и генеральная репетиция, когда хор строится в концертном порядке и вся программа проводится в концертном исполнении.
Но раньше, чем перейти к описанию данных хором концертов, я считаю нелишним познакомить читателя со структурой хора, укладом его жизни и взаимоотношений.
Детище Добровольческой и Донской армий, прошедшее гражд. войну, а после и тяжелую трудовую жизнь, в которой все были равны, хор в основном построил свою жизнь на равных артельных началах и все хористы получали поровну. Если хор, в начале сезона 1927-28 г. состоял из 39-ти человек, включая танцоров и регента, то сумма, подлежащая раздаче, делилась на 40 паев, из которых каждый получал по одному, а регент два. В хоре было много должностных лиц: администратор, кассир, квартирьер, заведующий передвижением, заведующий сценой, ревизионная комиссия и административная, в основном состоявшая из должностных лиц с добавлением к ним двух-трех наиболее уважаемых хористов. На некоторые должности хористы выбирались общим собранием хора, а другие, как кассир, всегда назначались регентом. Никто из должностных лиц не получал больше других за свою добавочную работу, ни гроша, и никто не претендовал на ее оплату. И это было вполне естественно. Никто из солистов, даже первоклассных, не получал больше других. Этот семейственный уклад жизни способствовал развитию хора, его сплоченности, его дружной работе, устранялась нездоровая конкуренция с подкопами один под другого. Как прием новых хористов, так и увольнение, были полностью в ведении регента. По окончании летних спевок происходили общие хоровые собрания, на которых делались ассигновки на регулярную благотворительность, на поддержку тех или иных лиц, выбирались должностные лица и обсуждались будущие контракты. Регент имел, как и все, один голос, но если он бывал не согласен с принятым решением, то заявлял об этом собранию, и я не помню случая, когда бы хор не пошел навстречу его желанию.
Начавшиеся концерты проходили главным образом в Германии и в первый сезон моего поступления в хор мы не покидали ее границы в течении двух месяцев. Первые семь лет хор давал по 12-13-ти концертов только в одном Дрездене: три подряд осенью, шесть-семь на рождественские праздники и два-три весной. В остальное время концерты давались по всем большим, средним и малым городам Германии. Однако постепенно количество концертов уменьшалось, т. к. хор начал петь в гораздо больших залах; так в Берлине хор пел в зале Филармонии, в Спортпалас, где было 8.000 мест в Марморзале, в большом зале Фелькстеатра и даже в одной кирхе, кажется — Сант Лукас. Традиционные концерты в «кар-Фрайтаг» (Великую Пятницу), когда все увеселения были запрещены, хор пел духовные вещи, со включением некоторых светских номеров, в самом большом кинематографе. Билеты на все эти концерты бывали неизменно распроданы полностью. В Берлине и Дрездене были у хора такие поклонники, которые еще до второй мировой войны посетили по сто наших концертов. Узнав об этом, Жаров распорядился отвести им бесплатные постоянные места. Это были уже почетные гости.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: