По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с так называемыми протяжными песнями, есть веселые, дышащие безудержной бесшабашностью. Еще А.С. Пушкин отметил в русском народном песенном творчестве резко контрастирующие настроения, словами: "то разгулье удалое, то сердечная тоска".
За многовековую историю своего развития, народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и узнаваемость. Самым излюбленным приемом народной лирики является сравнение своего душевного состояния с каким-либо внешним явлением природы. Параллелизм выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Для народной лирики также характерны обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами.
Понятие лирические песни происходит от названия музыкального инструмента – лиры. Если понимать термин буквально, лирическими можно назвать все песни, исполняемые под лиру. Поскольку этот музыкальный инструмент почти неизвестен в России, особенно в народе, для названия "лирических" песен больше подойдет название балалаечные, скрипичные, гитарные песни, или, скажем, фортепьянные. Форте. Пьянные песТни.