(Краткая справка).
Знаем, чем он украшен —
Украшен он славой русской,
Сам собою доказал.
По песням можно проследить не только жизнь казака, но и всю казачью историю. Эти песни особенно ценны, ибо они ясно и определенно выражают на протяжении многих веков казачьи политические и социальные явления, как в казачьих краях, так и в государстве, а равно и понятия казаков о самих себе и своем отношении к государству. Часто в песнях упоминается имя царя, ибо с ним фактически отождествляемся родина, верными сынами которой неизменно были казаки-воины, защитники государства.
Россия это слава казачья. История сделала казачество участником и творцом Великого государства. Историческая заслуга казачества в деле собирания Руси весьма велика, о чем свидетельствуют царские грамоты, знамена, штандарты и т. п. Участие казачества в гражданской войне всем известно. В ней приняли героическое участие и казачки, и дети, и деды. Казаки умели сочетать любовь к родине — России — с любовью к своим казачьим краям — казачьи песни лучший показатель этого.
Украшен то наш Тихий Дон молодыми
вдовами,
Известен наш батюшка Тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.
Из тысячи песен есть целый ряд героических. Взять, к примеру, песню о гибели «Ермака»:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молния сверкала,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Все соратники Ермака спят, сам он только не спит и думает думу, подводя, так сказать, итог своей жизни.
Кто жизни не щадил своей
Опасность в сечах презирая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь Святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все прегрешенья бурной жизни
И за победы заслужив
Благословение отчизны!
Так думал, умирая за родину, Ермак!
Нам смерть не может быть страшна.
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы не праздно в мире жили...
Вот еще несколько песен:
— Проводы казака на службу —
Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет, кого то ждет,
В ограде бабка плачет с внуком,
Молодка горьки слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню из церкви прямо
Вокруг семьи своих родных.
Жена коня подводит мужу,
Племенник пику подает,
И говорит отец: послушай
Моих речей ты наперед.
Мы послужили Государю,
Теперь и твой черед служить.
Так поцелуй же женку Варю —
И Бог тебя благословит.
Дарю коня тебе лихого,
Он добровит был у меня,
Носил в огонь и из огня.
А вот и пика боевая,
Подруга верная моя,
А вот и шашка родовая,
Ей бился дед, и дрался я.
А добрый конь — все наше счастье,
И честь и слава казака,
Он нужен в счастьи и ненастьи.
И за врагом, и на врага.
Конь боевой всего дороже!
И ты, мой сын, им дорожи;
И лучше сам ты ешь поплоше,
Коня же в холе содержи.
Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, не серчай;
Будь казаком и перед боем
Крестом себя ты осеняй.
Куда придешь, ты первым делом
Разведай все до пустяка,
Где тракт какой, кто есть, примером,
Где лес, где села, где река...
Тогда ты свой в чужой сторонке.
И командирам ты рука...
Ведь ловкость, сметка, да сноровка
Весь капитал у казака.
Вот другая — песня о службе казачьей:
Поехал казак на чужбину далеку
На добром коне он своем вороном,
Свою он краину навеки покинул,
Ему не вернуться в отеческий дом.
Напрасно казачка его молодая
Все утро и вечер на север глядит,
Все ждет, — поджидает — с далекого края,
Когда ж ее милый казак прилетит.
А там за горами, где вьются мятели,
Зимою морозы трещат,
Где сдвинулись грозно и сосны и ели,
Казачьи кости под снегом лежат.
Казак, умирая, просил и молил
Насыпать курган у него в головах:
Пущай на кургане калина родная
Растет и красуется в ярких цветах.
Пусть вольная пташка, склонясь над
калиной,
Пропой прощебечет, как весточку мне,
О милой казачке, родной стороне.
К «Двенадцатому году» относится песня об атамане Платове, который воплощает собою целую эпоху казачества.
Славим Платова — героя,
Победитель был врагам,
Слава донским казакам...
Одним донским поэтом сочинена была кантата восторженно патриотического содержания («На возвращение донцов с войны»).
Дела их слава оглашает,
Победный лавр венчает их,
Привет, почет их ожидает
На родине в кругу своих.
И в тех рядах, в рядах героев,
Идут бесстрашные донцы,
Какими были их отцы.
Донцы идут — и Дон пирует,
С восторгом ждет своих сынов,
От царской милости ликует
И за царя в огонь готов.
Казак, казачка, стар и млад
Пределов радости не знает,
И, снесши в круг регалий ряд,
На знамя новое взирает...
Ниже приводится песня Новочеркасского Военного Училища:
Вот настанет пора производства,
Распрощается лагерь с тобой.
И друг друга мы больше не увидим,
Не придется нам встретиться вновь
Молодыми пойдем мы сражаться,
Постареем мы скоро в боях,
И немного назад нас вернется —
Вспоминайте, товарищи, нас.
Так давайте, товарищи, выпьем
Мы по рюмочке только одной,
И друг друга мы все ж увидим,
И придется нам встретиться вновь.
В песнях сказалась вся красота, глубина и размах казачьей души, сила казачьего сердца и твердость непреклонной воли.
С полным основанием Донской гимн кончается словами:
Славься, Дон, и в наши годы
В память вольной страны,
В час невзгоды — честь свободы
Отстоят твои сыны!
США И. Курицын.
РК №33 Март — Апрель 1961 г.