Коллекция песен мужских казачьих хоров и фольклорных ансамблей

Слушать песни казаков

  • ВСЕ КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
  • О казачьих хорах

    Видео о казаках




    О хоре Жарова

    ...На сцене он не просто управлял, он создавал и сам настолько упи­вался своим творением, что невольно зара­жал им слушателей. Дальше…

    Станичные песни

    Любят попеть в Кременской станице... В темноте летнего вечерка кто-нибудь каш­лянет и песню заиграет: «Запи-са-ли казака на службицу...» Полностью…

    О казачьем хоре Жарова и о казачьей песне в Советском Союзе. Можно ли сравнивать жаровский хор и Ансамбль Советской армии Александрова?

    Два юбилея



    В январе месяце с. г. при переполненных залах состоялись два концерта хора Донских казаков С. А. Жарова. Каждый год алый лампас жаровцев появляется на лучших сце­нах европейских столиц и крупнейших горо­дов всего мира, за исключением, конечно, стран с коммунистической диктатурой, и всюду и всегда хор С. А. Жарова имеет гро­мадный успех. В этом году исполнится 40-летний юбилей деятельности хора, дав­шего за это время около 9000 концертов. Не будем останавливаться на музыкальных до­стоинствах жаровского хора, предоставив это знатокам музыки и пения и музыкаль­ным критикам, но отметим, что за последнее время заграницей перебывало много совет­ских музыкальных ансамблей, однако тако­го успеха, как жаровцы, они не имеют. Нуж­но указать и подчеркнуть громадное куль­турное значение концертов С. А. Жарова. Ведь большинство публики, посещающей их — иностранцы (нас, ведь, своих становится все меньше и меньше), и благодаря Жарову они узнают, что казаки не дикари, не варва­ры, а люди, имеющие свое искусство, свою культуру. Поговорите с французом, немцем, интересующимися музыкой и театром, о рус­ской песни, и они неизменно свяжут ее с Донским хором С. А. Жарова.
     
    Но, оказывается, и в Сов. Союзе не забы­ли о казачьих песнях, о казаках. Один из читателей «Род. Края» прислал вырезку из газеты, выходящей в Ростове, с большим очерком «Лейся, песня казачья, над До­ном...», начинающуюся словами: «В марте этого года Ансамбль песни и пляски Дон­ских казаков будет отмечать юбилей — двадцатипятилетие своей творческой дея­тельности». К очерку приложены две фото­графии: на одной хористы в казачьей одеж­де, с лампасами, в фуражках с цветным око­лышем, хористки одетые по «станичному», на другой — лихо отплясывается казачек.
     
    Автор очерка П. Лысоконь, художествен­ный руководитель Ансамбля, пишет: «Чет­верть века — срок немалый. Но и ансамбль сделал немало за это время. Он по несколь­ко раз выступал перед трудящимися всех республик Сов. Союза. От Еревана до Мур­манска, от Калининграда до Сахалина — на этих просторах нет ни одного крупного про­мышленного города, где бы ансамбль не вос­певал дела трудящихся нашей области, кра­соту донских степей, ширь спокойной казачьей реки».
     
    Далее следует обычный «реверанс» в сто­рону Хрущева, перед которым Ансамбль вы­ступал в августе 1959 г., когда Хрущев го­стил у Шолохова в станице Вешенской.
     
    Заканчивает свой очерк Лысоконь так:
     
    «Дон богат талантливыми певцами и тан­цорами. За период 25-ти летней творческой жизни Ансамбля в нем воспитались замеча­тельные исполнители. Просматривая страни­цы истории Ансамбля, с хорошим чувством вспоминаешь о тех, кто своим талантом бук­вально украшал коллектив. Это прежде все­го певцы: Харченко — ныне руководитель Азовского Ансамбля, Войтенко — теперь со­лист Ленинградской капеллы, Греков — со­лист Ереванского оперного театра, Ейбоженко — солист всесоюзного радио; танцоры: Князев — ныне заслуженный артист УССР, Буряченко — солист Краснознаменного ан­самбля песни и пляски Сов. Армии и многие другие. Все они начали свою творческую де­ятельность у нас в ансамбле.
     
    Накануне предстоящей гастрольной по­ездки по крупным городам страны и в Мос­кву мы обогатили свой репертуар новыми хоровыми произведениями и танцами. Неис­черпаемым родником для нас являются на­родные казачьи песни, записанные неутоми­мым собирателем Александром Михайлови­чем Листопадовым, и произведения о Доне, создаваемые современными композиторами и поэтами. Песни «Ой, веселитесь, казаки лихие», «Девушка крапивушку жала», «На тихом Дону нынче нет тишины», «Под Но­вочеркасском» и другие, а также танцы «Донцы-молодцы», «Казачья свадьба», во­шли в наш новый репертуар и тепло прини­маются зрителями в концертах, которые со­стоялись в январе 1961 г. в Ростове, Белой Калитве, Каменске и других городах обла­сти» .
     
    Казалось бы, все обстоит благополучно и нормально: на Дону образовался хор дон­ских казаков, поющий казачьи песни и даю­щий концерты во всех городах Сов. Союза...
     
    Но обратим внимание на приводимые фа­милии главных певцов — мало из них каза­чьих — и посоветуем читателю перечесть очерки «По подсоветскому Дону» проф. М. А. Миллера («Род. Край» № 22, 23), бывшего непосредственным свидетелем создания в 1935-37 гг. так называемых казачьих хоров, где не было ни одного казака.
     
    Зная непримиримое отношение большин­ства казаков к коммунистическому учению, к коммунистической диктатуре и отношение сов. власти к казачеству (достаточно вспом­нить страшные 30-ые годы, последнюю вой­ну), и будет логично сделать вывод, что сов. власти, опытные в пропаганде и не стесняю­щиеся в средствах, решили эксплуатировать «имя казачье», казачью славу, казачье ис­кусство, создав для этой цели Ансамбль пес­ни и пляски донских казаков.
     
    В своей статье П. Лысоконь упоминает о «неутомимом собирателе народных каз. пе­сен А. М. Листопадове». В 1949-55 гг. в Мос­кве «Музгизом» были изданы 5 томов «Пе­сен донских казаков», собранных казаком Екатерининской (ныне Краснодонской) ста­ницы Алек. Мих. Листопадовым (род. 1873 г., ум. 1949 г.). Издание хорошее, с нотами, историческими комментариями, с многочис­ленными статьями, содержащие около 1200 дон. каз. песен. Песни классифицированы по отделам: былинные, исторические, военно-бытовые внешнего быта (походные, боевые), отдельно выделены «песни советского До­на», внутреннего домашнего быта (семейные, хороводные, плясовые). Последний том по­священ «казачьей старинной свадьбе на До­ну».
     
    «Песни сов. Дона» в большинстве не явля­ются новыми произведениями: напевы оста­лись прежними, записанные Листопадовым еще задолго до революции и сложившиеся еще значительно раньше. Иногда лишь са­мый текст, а чаще всего лишь отдельные слова, чаще всего имена, заменены.
     
    Вместо Платова— Буденный, Сталин, Во­рошилов...
     
    Знаем, знаем, где Буденный...
    Знаем, где его сыскать...
     
    Но напрасно читатель будет искать во всех 5 томах нашу старинную песнь, став­шую гимном: «Всколыхнулся, взволновал­ся...»
     
    Всеми силами, всеми возможными сред­ствами, лестью, ложью сов. власть старает­ся убедить в существовании советского ка­зачества. Но она старается игнорировать од­но, что настоящий казак, по своей натуре, по своему «нутру», по своему отношению к личности человека, к понятиям чести, свобо­ды физически не может примириться с бес­человечной коммунистической диктатурой.
     
    Париж.          Эльмут.
     
    Родимый край №34 май-июнь 1961
    Два юбилея - читать

    Казачьи хоры и исполнители:
    Кубанский ансамбль Захарченко Хор Сретенского монастыря Донской хор Жарова лучшее Другие Ансамбль Александрова Сакма Братина Хор Валаам Криница Казачий круг Станица

    О казачьем хоре Жарова в других статьях: