В январе месяце с. г. при переполненных залах состоялись два концерта хора Донских казаков С. А. Жарова. Каждый год алый лампас жаровцев появляется на лучших сценах европейских столиц и крупнейших городов всего мира, за исключением, конечно, стран с коммунистической диктатурой, и всюду и всегда хор С. А. Жарова имеет громадный успех. В этом году исполнится 40-летний юбилей деятельности хора, давшего за это время около 9000 концертов. Не будем останавливаться на музыкальных достоинствах жаровского хора, предоставив это знатокам музыки и пения и музыкальным критикам, но отметим, что за последнее время заграницей перебывало много советских музыкальных ансамблей, однако такого успеха, как жаровцы, они не имеют. Нужно указать и подчеркнуть громадное культурное значение концертов С. А. Жарова. Ведь большинство публики, посещающей их — иностранцы (нас, ведь, своих становится все меньше и меньше), и благодаря Жарову они узнают, что казаки не дикари, не варвары, а люди, имеющие свое искусство, свою культуру. Поговорите с французом, немцем, интересующимися музыкой и театром, о русской песни, и они неизменно свяжут ее с Донским хором С. А. Жарова.
Но, оказывается, и в Сов. Союзе не забыли о казачьих песнях, о казаках. Один из читателей «Род. Края» прислал вырезку из газеты, выходящей в Ростове, с большим очерком «Лейся, песня казачья, над Доном...», начинающуюся словами: «В марте этого года Ансамбль песни и пляски Донских казаков будет отмечать юбилей — двадцатипятилетие своей творческой деятельности». К очерку приложены две фотографии: на одной хористы в казачьей одежде, с лампасами, в фуражках с цветным околышем, хористки одетые по «станичному», на другой —
лихо отплясывается казачек.
Автор очерка П. Лысоконь, художественный руководитель Ансамбля, пишет: «Четверть века — срок немалый. Но и ансамбль сделал немало за это время. Он по несколько раз выступал перед трудящимися всех республик Сов. Союза. От Еревана до Мурманска, от Калининграда до Сахалина — на этих просторах нет ни одного крупного промышленного города, где бы ансамбль не воспевал дела трудящихся нашей области, красоту донских степей, ширь спокойной казачьей реки».
Далее следует обычный «реверанс» в сторону Хрущева, перед которым Ансамбль выступал в августе 1959 г., когда Хрущев гостил у Шолохова в станице Вешенской.
Заканчивает свой очерк Лысоконь так:
«Дон богат талантливыми певцами и танцорами. За период 25-ти летней творческой жизни Ансамбля в нем воспитались замечательные исполнители. Просматривая страницы истории Ансамбля, с хорошим чувством вспоминаешь о тех, кто своим талантом буквально украшал коллектив. Это прежде всего певцы: Харченко — ныне руководитель Азовского Ансамбля, Войтенко — теперь солист Ленинградской капеллы, Греков — солист Ереванского оперного театра, Ейбоженко — солист всесоюзного радио; танцоры: Князев — ныне заслуженный артист УССР, Буряченко — солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски Сов. Армии и многие другие. Все они начали свою творческую деятельность у нас в ансамбле.
Накануне предстоящей гастрольной поездки по крупным городам страны и в Москву мы обогатили свой репертуар новыми хоровыми произведениями и танцами. Неисчерпаемым родником для нас являются народные казачьи песни, записанные неутомимым собирателем Александром Михайловичем Листопадовым, и произведения о Доне, создаваемые современными композиторами и поэтами. Песни «Ой, веселитесь, казаки лихие», «Девушка крапивушку жала», «На тихом Дону нынче нет тишины», «Под Новочеркасском» и другие, а также танцы «
Донцы-молодцы», «Казачья свадьба», вошли в наш новый репертуар и тепло принимаются зрителями в концертах, которые состоялись в январе 1961 г. в Ростове, Белой Калитве, Каменске и других городах области» .
Казалось бы, все обстоит благополучно и нормально: на Дону образовался хор донских казаков, поющий казачьи песни и дающий концерты во всех городах Сов. Союза...
Но обратим внимание на приводимые фамилии главных певцов — мало из них казачьих — и посоветуем читателю перечесть очерки «По подсоветскому Дону» проф. М. А. Миллера («Род. Край» № 22, 23), бывшего непосредственным свидетелем создания в 1935-37 гг. так называемых казачьих хоров, где не было ни одного казака.
Зная непримиримое отношение большинства казаков к коммунистическому учению, к коммунистической диктатуре и отношение сов. власти к казачеству (достаточно вспомнить страшные 30-ые годы, последнюю войну), и будет логично сделать вывод, что сов. власти, опытные в пропаганде и не стесняющиеся в средствах, решили эксплуатировать «имя казачье», казачью славу, казачье искусство, создав для этой цели Ансамбль песни и пляски донских казаков.
В своей статье П. Лысоконь упоминает о «неутомимом собирателе народных каз. песен А. М. Листопадове». В 1949-55 гг. в Москве «Музгизом» были изданы 5 томов «Песен донских казаков», собранных казаком Екатерининской (ныне Краснодонской) станицы Алек. Мих. Листопадовым (род. 1873 г., ум. 1949 г.). Издание хорошее, с нотами, историческими комментариями, с многочисленными статьями, содержащие около 1200 дон. каз. песен. Песни классифицированы по отделам: былинные, исторические, военно-бытовые внешнего быта (походные, боевые), отдельно выделены «песни советского Дона», внутреннего домашнего быта (семейные, хороводные, плясовые). Последний том посвящен «казачьей старинной свадьбе на Дону».
«Песни сов. Дона» в большинстве не являются новыми произведениями: напевы остались прежними, записанные Листопадовым еще задолго до революции и сложившиеся еще значительно раньше. Иногда лишь самый текст, а чаще всего лишь отдельные слова, чаще всего имена, заменены.
Вместо
Платова— Буденный, Сталин, Ворошилов...
Знаем, знаем, где Буденный...
Знаем, где его сыскать...
Всеми силами, всеми возможными средствами, лестью, ложью сов. власть старается убедить в существовании советского казачества. Но она старается игнорировать одно, что настоящий казак, по своей натуре, по своему «нутру», по своему отношению к личности человека, к понятиям чести, свободы физически не может примириться с бесчеловечной коммунистической диктатурой.
Париж. Эльмут.
Родимый край №34 май-июнь 1961