Коллекция песен мужских казачьих хоров и фольклорных ансамблей

Слушать песни казаков

  • ВСЕ КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
  • О казачьих хорах

    Видео о казаках




    О хоре Жарова

    ...На сцене он не просто управлял, он создавал и сам настолько упи­вался своим творением, что невольно зара­жал им слушателей. Дальше…

    Станичные песни

    Любят попеть в Кременской станице... В темноте летнего вечерка кто-нибудь каш­лянет и песню заиграет: «Запи-са-ли казака на службицу...» Полностью…

    Главная » О казачьем хоре Жарова » Сорокалетие жаровского хора
    Юбилейная статья об истории казачьего хора Жарова, опубликованная в газете "Русская мысль". Немного о хористах и регенте

    Сорокалетие жаровского хора



    5 янв. с. г. в фешенебельном концертном зале Мюнхена — «Дейчес Музеум» — состо­ялся юбилейный концерт Жаровского хора. Как это в Германии бывает всегда, когда по­ют казаки, вмещающий более двух с поло­виной тысяч человек зал был переполнен.
     
    Не успел еще отзвучать последний аккорд «Полюшко», а на сцену уже поднялись представители эмигрантской общественно­сти, чтобы от лица российской эмиграции поздравить юбиляра с сорокалетним юбиле­ем хора. Инициатива этого чествования за­родилась в местной Донской казачьей стани­це, и нашла широкий отклик в среде рос­сийской эмиграции Мюнхена.
     
    Надо отдать справедливость: казаки по­казали себя. От лица, так сказать третье­го поколения российской эмиграции, под гром аплодисментов переполненного зала, жаровцев поздравили дети — двенадцати­летний донец Коля Милов и 13—летняя Ира Репникова, которые преподнесли юбиляру корзину цветов — 40 розовых гвоздик. При этом Ира выразила свои чувства в следую­щем шестеростишьи:
     
    «Должны мы жаровскому хору,
    Его прославленному дирижеру
    Спасибо русское сказать.
    Ваш дар поистине чудесен.
    Нас учат звуки ваших песен
    Всегда любить Россию-мать».
     
    От старшего поколения, два донца и один кубанец, в форме своих Войск, передали Сергею Алексеевичу адрес-грамоту, подпи­санную представителями различных эми­грантских организаций и объединений. По­сле передачи юбиляру адреса-грамоты, на сцену поднялся глава русской православной Церкви в Германии архиепископ Александр. Владыка благословил подошедшего к нему навстречу Жарова и хор и пожелал казакам и в будущем таких же успехов, каким со­провождались все эти 40 лет выступления хора.
    Вслед за представителями российской эмиграции жаровцев поздравили также и представители некоторых немецких органи­заций.
     
    Да, шутка ли сказать, 40 лет уже поют жаровцы!
     
    Мог ли себе представить в декабре 1920 года, в лагере Чилингир (где в то время была расквартирована III донская казачья диви­зия), ожидавший своей порции при дележке беженского пайка Жаров, что ему с его, то­гда уже намечавшимся хором предстоит миссия — объездить вдоль и поперек нашу планету и приобщить народы всех шести континентов русской духовной и светской песне? Безусловно, нет. Такой продолжи­тельности «звездную» жизнь не в состоянии вместить в себя рамки даже самой пылкой фантазии. Япония, Новая Зеландия, Шве­ция, Южно-Африканский Союз, Канада, Аргентина — вот широты концертов жаровского хора. За 40 лет жаровцы спели более 9.000 концертов, напели около 250 пласти­нок, общий тираж которых составляет при­близительно 11 с половиной миллионов штук. Хору посвящено 4 фильма, а вообще для кино хор снимался 12 раз. За эти годы хористы подписали около 30 млн. автограмм, а в пути провели около 10 лет!
     
    Чем же объяснить такой небывалый ус­пех жаровского хора?
     
    В первую очередь, конечно, личностью са­мого С. А. Жарова, его исключительным та­лантом и его неистощимой энергией. Ху­денький, маленький и сейчас еще, несмотря на свои 66 лет, похожий на мальчика, с рас­полагающей детской улыбкой, теряющийся в жизни на каждом шагу. Жаров на сцене превращается в чародея. Его движения ко­ротки, для публики даже почти незаметны, но с помощью их он заставляет своих каза­ков делать почти невозможное. Одним подъ­емом бровей он извлекает из хора оглуши­тельное фортиссимо, или движением мизин­ца доводит пианиссимо до еле слышного шопота. Жаров держит свой хор в постоянном напряжении тем, что одну и ту же вещь он исполняет в нескольких вариантах, с раз­личными солистами. Этим он избегает меха­нического исполнения.
     
    О хористах жаровского хора можно смело сказать, что каждый из них солист, однако, для того, чтобы найти к той или иной вещи подходящий по тембру, диапазону и силе голос, необходимо жаровское уменье. Нема­лую роль в успехе жаровцев играет также и подбор репертуара, неожиданность аранжи­ровки и оригинальность исполнения. Надо с казать, что аранжирует Жаров вещи революционно, чем вызывает порой нарекания со стороны той части эмиграции, которая привыкла к определенному шаблону и не хочет от него отойти.
     
    Что касается оригинальности исполнения, то об этом можно сказать очень много, но я остановлюсь лишь на главном — пение с за­крытым ртом, имитирование звуков музы­кальных инструментов, звона колоколов, стремян, стука лошадиных копыт и т. д. Все это придает исполняемой вещи известную образность и помогает слушателю-иностран­цу понять ее содержание. Наконец, при­свист и шутки тенора-фатеста Болотина, вы­зывая улыбки, а порой и смех слушателей, способствуют установлению более тесного контакта между хором и слушателями.
     
    За 40 лет существования хора через него прошло около 360 хористов. 11 февр. в Гам­бурге во время выступления там хора скон­чался В. И. Львов, ст. Н. Николаевской, пев­ший еще в Чилингире. Следующими по старшинству идут Болотин и Левченко (ба­ритон), которые поступили в хор в 1930 году и которые, несмотря на 30 лет напря­женной хоровой работы, до сих пор не утра­тили свежести своих голосов, — на них и по сей день лежит большинство сольных номеров.
     
    К довоенным работникам хора принадле­жали также Березов (бас) и Азаров (тенор), поступившие в хор в 1936-1937 гг. Осталь­ные 17 человек (не считая двух танцоров), в большинстве своем новые эмигранты, при­шли в хор уже после Второй мировой войны. И вот из этих 22-х хористов Жаров по­лучает то музыкальное сопровождение, ко­торое ему необходимо для исполняемой им веши, — звуки гитары, бандуры, рояля и, на­конец, даже симфонического оркестра. По­этому просто непонятны те сравнения, ко­торые любят делать некоторые «знатоки» хорового пения между хором Жарова и хо­ровыми ансамблями из Советского Союза, сравнения не в пользу Жаровского хора. Сравнивать хор Жарова с хоровыми ансам­блями из Советского Союза, это равносиль­но тому, что сравнивать орган с духовым ор­кестром, гитару с балалайкой. Для сравне­ния необходимо пользоваться однородными объектами — мужской хор может быть сра­вним только с мужским хором, ансамбль только с ансамблем.
     
    Париж.
    С. Гамбурцев
    «Русская Мысль»
    Сорокалетие жаровского хора - читать

    Казачьи хоры и исполнители:
    Кубанский ансамбль Захарченко Хор Сретенского монастыря Донской хор Жарова лучшее Другие Ансамбль Александрова Сакма Братина Хор Валаам Криница Казачий круг Станица

    О казачьем хоре Жарова в других статьях: