5 янв. с. г. в фешенебельном концертном зале Мюнхена — «Дейчес Музеум» — состоялся юбилейный концерт Жаровского хора. Как это в Германии бывает всегда, когда поют казаки, вмещающий более двух с половиной тысяч человек зал был переполнен.
Не успел еще отзвучать последний аккорд «
Полюшко», а на сцену уже поднялись представители эмигрантской общественности, чтобы от лица российской эмиграции поздравить юбиляра с сорокалетним юбилеем хора. Инициатива этого чествования зародилась в местной Донской казачьей станице, и нашла широкий отклик в среде российской эмиграции Мюнхена.
Надо отдать справедливость: казаки показали себя. От лица, так сказать третьего поколения российской эмиграции, под гром аплодисментов переполненного зала, жаровцев поздравили дети — двенадцатилетний донец Коля Милов и 13—летняя Ира Репникова, которые преподнесли юбиляру корзину цветов — 40 розовых гвоздик. При этом Ира выразила свои чувства в следующем шестеростишьи:
«Должны мы жаровскому хору,
Его прославленному дирижеру
Спасибо русское сказать.
Ваш дар поистине чудесен.
Нас учат звуки ваших песен
Всегда любить Россию-мать».
От старшего поколения, два донца и один кубанец, в форме своих Войск, передали Сергею Алексеевичу адрес-грамоту, подписанную представителями различных эмигрантских организаций и объединений. После передачи юбиляру адреса-грамоты, на сцену поднялся глава русской православной Церкви в Германии архиепископ Александр. Владыка благословил подошедшего к нему навстречу Жарова и хор и пожелал казакам и в будущем таких же успехов, каким сопровождались все эти 40 лет выступления хора.
Вслед за представителями российской эмиграции жаровцев поздравили также и представители некоторых немецких организаций.
Да, шутка ли сказать, 40 лет уже поют жаровцы!
Мог ли себе представить в декабре 1920 года, в лагере Чилингир (где в то время была расквартирована III донская казачья дивизия), ожидавший своей порции при дележке беженского пайка Жаров, что ему с его, тогда уже намечавшимся хором предстоит миссия — объездить вдоль и поперек нашу планету и приобщить народы всех шести континентов русской духовной и светской песне? Безусловно, нет. Такой продолжительности «звездную» жизнь не в состоянии вместить в себя рамки даже самой пылкой фантазии. Япония, Новая Зеландия, Швеция, Южно-Африканский Союз, Канада, Аргентина — вот широты концертов жаровского хора. За 40 лет жаровцы спели более 9.000 концертов, напели около 250 пластинок, общий тираж которых составляет приблизительно 11 с половиной миллионов штук. Хору посвящено 4 фильма, а вообще для кино хор снимался 12 раз. За эти годы хористы подписали около 30 млн. автограмм, а в пути провели около 10 лет!
Чем же объяснить такой небывалый успех жаровского хора?
В первую очередь, конечно, личностью самого С. А. Жарова, его исключительным талантом и его неистощимой энергией. Худенький, маленький и сейчас еще, несмотря на свои 66 лет, похожий на мальчика, с располагающей детской улыбкой, теряющийся в жизни на каждом шагу. Жаров на сцене превращается в чародея. Его движения коротки, для публики даже почти незаметны, но с помощью их он заставляет своих казаков делать почти невозможное. Одним подъемом бровей он извлекает из хора оглушительное фортиссимо, или движением мизинца доводит пианиссимо до еле слышного шопота. Жаров держит свой хор в постоянном напряжении тем, что одну и ту же вещь он исполняет в нескольких вариантах, с различными солистами. Этим он избегает механического исполнения.
О хористах жаровского хора можно смело сказать, что каждый из них солист, однако, для того, чтобы найти к той или иной вещи подходящий по тембру, диапазону и силе голос, необходимо жаровское уменье. Немалую роль в успехе жаровцев играет также и подбор репертуара, неожиданность аранжировки и оригинальность исполнения. Надо с казать, что аранжирует Жаров вещи революционно, чем вызывает порой нарекания со стороны той части эмиграции, которая привыкла к определенному шаблону и не хочет от него отойти.
Что касается оригинальности исполнения, то об этом можно сказать очень много, но я остановлюсь лишь на главном — пение с закрытым ртом, имитирование звуков музыкальных инструментов, звона колоколов, стремян, стука лошадиных копыт и т. д. Все это придает исполняемой вещи известную образность и помогает слушателю-иностранцу понять ее содержание. Наконец, присвист и шутки тенора-фатеста Болотина, вызывая улыбки, а порой и смех слушателей, способствуют установлению более тесного контакта между хором и слушателями.
За 40 лет существования хора через него прошло около 360 хористов. 11 февр. в Гамбурге во время выступления там хора скончался В. И. Львов, ст. Н. Николаевской, певший еще в Чилингире. Следующими по старшинству идут Болотин и Левченко (баритон), которые поступили в хор в 1930 году и которые, несмотря на 30 лет напряженной хоровой работы, до сих пор не утратили свежести своих голосов, — на них и по сей день лежит большинство сольных номеров.
К довоенным работникам хора принадлежали также Березов (бас) и Азаров (тенор), поступившие в хор в 1936-1937 гг. Остальные 17 человек (не считая двух танцоров), в большинстве своем новые эмигранты, пришли в хор уже после Второй мировой войны. И вот из этих 22-х хористов Жаров получает то музыкальное сопровождение, которое ему необходимо для исполняемой им веши, — звуки гитары, бандуры, рояля и, наконец, даже симфонического оркестра. Поэтому просто непонятны те сравнения, которые любят делать некоторые «знатоки» хорового пения между хором Жарова и хоровыми ансамблями из Советского Союза, сравнения не в пользу Жаровского хора. Сравнивать хор Жарова с хоровыми ансамблями из Советского Союза, это равносильно тому, что сравнивать орган с духовым оркестром, гитару с балалайкой. Для сравнения необходимо пользоваться однородными объектами — мужской хор может быть сравним только с мужским хором, ансамбль только с ансамблем.
Париж.
С. Гамбурцев
«Русская Мысль»