В этом году исполняется сорок лет с того дня, когда Сергей Алексеевич Жаров организовал в эмиграции свой ныне всемирно известный казачий хор. Этот хор побывал почти во всех странах, кроме своей родины, дал около восьми тысяч концертов и, можно смело сказать, обласкал слух человечества русскими церковными и народными песнопениями, приобщил Запад к великой русской духовной культуре.
В хоре Сергея Жарова выступают около тридцати певцов и танцоров. Сейчас в нем уже около половины составляют эмигранты периода второй мировой войны. А всего в хоре перебывало более ста пятидесяти человек, в большинстве своем самородков, не имевших никакого специального музыкального, вокального или фореографического образования.
Участники хора, совместно, говорят почти на двадцати иностранных языках и за прошедшие сорок лет подарили своим поклонникам около двадцати пяти миллионов автографов.
На концерте жаровцев, состоявшемся 25 октября 1951 года в Мюнхене, присутствовало почти четыре тысячи слушателей. И в том же году этот хор, отмечавший свой тридцатилетний юбилей, установил своеобразный рекорд: на концерт в штате Миссисипи, в городе Джексоне, собрались его послушать семнадцать тысяч человек.
Но как же поют жаровцы, поют без какого-либо музыкального сопровождения?
— Поют здорово!
Эти два слова сказал великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, выступавший однажды в одном концерте с хором Жарова. А было это на вилле когда-то существовавшего английского вице-короля Индии.
Сталин ненавидел Сергея Алексеевича Жарова за то, что он прославлял не его, «сталинское», «социалистическое по содержанию», партийное искусство», а искусство подлинное, свободное, народное, национальное. Об этом стало известным иностранным дипломатам и летом 1951 года, в связи с юбилеем жаровцев, одна из вашингтонских газет опубликовала забавную карикатуру. По огромному, искаженному злобой, лицу Сталина ползет с камертоном в руке Сергей Жаров в образе маленького комарика. Сталин затыкает уши пальцами и вопит: «О-о-о! Он мне уже все уши прожужжал!...»
В 1945 году в Канаде одна экзальтированная девушка, прослушав концерт жаровцев, стала умолять Жарова и его администратора Болотина взять ее... в Москву. А через два года, когда жаровцы опять гастролировали в том же канадском городе, эта девушка специально пришла за кулисы, чтобы поблагодарить Жарова за то, что с его помощью она научилась различать русских и коммунистов.
Сергей Алексеевич Жаров — талантливейший певец, дирижер и организатор. Он строгий и требовательный руководитель, но вместе с тем душевнейший, добрый, отзывчивый, бескорыстный и даже несколько чудаковатый человек. Его хористы с большим трудом уговорили его брать себе хоть немногим больший гонорар, чем тот, который приходится каждому после деления выручки за концерт на всех поровну.
— До сих пор мы пользовались всеми средствами передвижения, кроме подводных лодок. Но, возможно, скоро начнем пользоваться не только ими, но и ракетами — шутит Жаров.
А пошутить он любит. Одно время, спасаясь от поклонников, он после концертов удирал через окно, а вместо себя посылал в толпу своего двойника — казака Евлампия. А однажды, во время концерта в американской провинциальной гимназии, какой-то веснущатый паренек зачем-то хитро подмигнул дирижировавшему Жарову. Жаров комично подмигнул ему в ответ. Паренек взвизгнул от восторга, Жаров не удержался, захохотал и так заразительно, что захохотали и все хористы и вся публика.
Нем.
«Русская Мысль»
Родимый край №36 сентябрь-октябрь 1961