В 1708 году, после подавления восстания Булавина, казаки, жившие в городках по верхнему Донцу и по северным притокам Дона (Хопру с Бузулуком и Медведице), в большей своей части были уничтожены карательным отрядом кн. Долгорукова, имевшего на этот счет самые строгие распоряжения самого царя — Петра 1-го. Остатки верховых казаков, спасаясь от верной гибели, разбежались по лесам и другим укромным местам. Казаки шести городков по среднему Дону — Есауловского, Зимовейского, Кобылянского, Верхне-Чирского, Нижне-Чирского и Пятиизбянского, опасаясь репрессий, со всеми семьями, в числе около 4.000 человек, во главе с атаманом Есауловского городка — Игнатом Некрасовым, правой рукой Кондратия Булавина, совсем ушли с Дона. Некоторое время они жили на Кубани, но потом, не чувствуя себя в безопасности, вступили в переговоры с турецким правительством на предмет переселения в Турцию. Переговоры увенчались успехом. Казаки, под водительством своего атамана Некрасова, переехали в Турцию, где вокруг озера Майнос и образовали несколько поселений. Здесь они жили так, как жили на Дону, т. е. управлялись Кругом и выборными атаманами. Как общее правило, с местным турецким населением они не смешивались, роднясь посредством браков между собой и свято соблюдая казачьи обычаи, православную веру и родной язык. До 1900-х гг. турки не брали казаков на военную службу, но позже, на общих основаниях, стали призывать их в армию. Не мало казаков погибло в Первую Мировую войну в турецких рядах. В 1913 г. часть некрасовцев решила вернуться на родину и с этой целью двинулась в поход к русско-турецкой границе на Кавказе. Здесь казаков застала война и они поселились кто где мог. Одним из них удалось устроиться на Кавказе, по ту сторону турецкой границы, другие рассыпались среди прифронтового турецкого населения.
После Второй Мировой войны советский посол в Турции стал посещать некрасовцев и уговаривать их вернуться на «родину», где, по его словам, их ждала «прекрасная жизнь». Казаки долго не соглашались, но были особые причины, которые заставляли их серьезно думать об уходе из Турции. До 1920-х гг. казаки сохраняли свои фамилии, но после этого они должны были менять фамилии и имена на турецкие, т. ч. получилось, что у каждого казака было свое христианское имя и старая казачья фамилия и в то же время имя и фамилия турецкие. Кроме того, за истекшие свыше двухсот 50 лет казаки все перероднились между собой, смешиваться же с турками ни за что не хотели. Они обращались во многие страны с просьбой принять их, но дело подвигалось очень медленно и не было никакой уверенности в успешном его разрешении. Поэтому в 1962 году часть некрасовцев поддалась на уговоры советского посла и согласилась ехать в СССР. Уехало их туда 993 человека обоего пола. Остальные же, благодаря ходатайству Толстовского Фонда, взявшего на себя всю ответственность за переселенцев, по особому разрешению генерального прокурора Роберта Кеннеди, брата президента, прибыли США.
В США некрасовцев встретили очень хорошо — на аэродром прибыло много представителей Американской общественности, печати и телевидения. Некрасовцев было 224 человека. В газетах их называли то «староверами» («олд беливер»), то «казаками» или «казаками - некрасовцами». Подробно описывалось, почему и как более двухсот лет тому назад покинули казаки свою родину. Было множество фотографий. Прибыли казаки на двух самолетах и были размещены в двух местах: на ферме Толстовского Фонда и в местечке Сибрук. Одну группу (меньшую) составляли поповцы, другую староверы-беспоповцы, не признающие священства. Обе группы привезли с собой старинные иконы и богослужебные книги, причем есть книги до Никоновского периода. Иконы тоже очень старого письма и, как и книги, довольно хорошо сохранились. Несмотря на то, что уже несколько поколений родилось в Турции, все казаки хорошо говорят по-русски — вернее так, как говорили у нас на Дону в хуторах и в последнее время до революции. Иногда попадаются в разговоре старославянские слова, но не так много. И взрослые и дети говорят по-хуторскому и это понятно, т. к. учились языку они у родителей, а писать — по богослужебным книгам. Казачки сохранили ту одежду, которую носили на Дону их прабабушки времен Булавина и Некрасова. Мужчины одеты более или менее по городскому, но женщины почти все имеют одежду сшитую ими самими, причем такую, какую носили их предки, по всей вероятности покрой передавался от матери к дочке... Староверы-беспоповцы все носят бороды и никак не хотят бриться, староверы-поповцы — большей частью уже бритые и многие из них жили по городам. Вообще же в Турции некрасовцы жили в своих селах, занимались рыбной ловлей и сельским хозяйством и только кое-кто из них в последнее время жил в гор. Истанбуле. До 1926-7 гг. управлялись сами и выбирали Атамана, но после править ими был назначен турецкий сельский начальник. Беспоповцы имели свой молитвенный дом и при нем наставника и попечителя, а у поповцев было две церкви и священник. Так хорошо, что они сохранили свой язык и веру, среди них можно себя почувствовать, будто очутился ты вдруг на Дону до революции... Такие же обычаи и весь уклад казачьей жизни, вплоть до мелочей. Песни — старые казачьи /byilevyie , давно уже забытые на Дону, новых, после Булавинского периода, не знают...
У всех некрасовцев турецкие паспорта, на второй странице которых, в графе «национальность», написано: «казак». В США они привезли, как уже упоминалось, иконы старого письма и богослужебные книги и ждут из Турции церковные облачения, которые должны скоро придти. Здесь им хотелось бы жить всем вместе, но это довольно трудно, т. к. невозможно устроить столько людей, не знающих языка и новых условий жизни, куда либо на одну фабрику. Многие из них уже устроились на работу и когда могут, то собираются вместе по праздникам. Очень интересны песни старинного напева, которые они «играют», такого напева больше уже не услышишь. Хорошо было бы эти напевы записать теперь же, пока сами некрасовцы их еще не забыли...
В первое воскресенье по приезде некрасовцев, на ферму Толстовского Фонда, где они тогда жили почти все вместе, явилось много репортеров местных газет и камероманов и последние сделали много снимков для программы телевидения. Теперь некрасовцы постепенно расходятся по разным городам и очень этим недовольны: это мешает им быть вместе. Поповцы хотят уже строить себе церковь и все хотят иметь свой, некрасовский, центр.
Когда некрасовцы прибыли в США, то газеты писали, что приехали казаки и рассказывали подробно о том, почему они должны были покинуть свою родину — Тихий Дон. Правда, некоторые газеты называли их просто староверами, но большинство все же казаками. Все знали, что прибыли казаки и местное население, никогда раньше не слышавшее слова казак, теперь о казаках знает. Бал такой случай: когда я поехал посетить некрасовцев в Сибруке и спросил в одном магазине, где живут приехавшие из Турции, то продавщица мне ответила: «А-а, это казаки, что прибыли недавно? Они живут»..., следовало название места... В программе телевидения тоже много говорилось о казаках.
Нью-Йорк.
Л. Попов
РК № 49. Ноябрь-Декабрь 1968