Забайкальская и амурская женская казачья песня. В подборке - фотографии амурских казачек в живописных старинных нарядах. И как всегда, текст песни "Вот скрылось солнце за горою" - прилагается
"Вот скрылось солнце за горою" - текст песни
Вот скрылось солнце за горою, Стоит казачка у ворот. И в дальний путь она глядит с тоскою, И льются слезы из очей.
"Об чем-об чем казачка плачешь, Об чем, голубушк,а грустишь?" "Одна печаль на груди моей, кручина: Велят мне милого забыть.
Вот скоро к нам приедут сваты, Не милый едет, а другой. Возьмет богатый, старый да постылый И станет звать своей женой".
Песня посвящена казачьей свадьбе, в ней рассказывается о выданье юной девушки за пожилого жениха. Решающим в выборе, который был сделан за невесту ее родителями, стало устойчивое материальное состояние "молодого". Наличие у невесты возлюбленного в расчет не принималось. В качестве иллюстрации к этой жалостной, но правдивой песне ниже приведены отрывки из текста о свадебных обрядах у донских казаков неизвестного современного автора.
Текст ниже мягко говоря неоднозначный, написанный скорее всего так называемым "казачьим националистом" – (это те кто считает казачество особым народом, а не войсковым сословием). Несмотря на отдельные спорные моменты, в тексте попадаются презабавные места, достойные того чтобы их привести, начиная с первого абзаца, о выборе невесты как "рабочего скота", только говорящего. Красным цветом помечены мои развернутые комментарии к статье, призванные опровергнуть всевозможные спекуляции на эту тему.
Общий смысл: казаков как правило женили родители, то есть их женили, а не они женились. Невеста считалась "товаром" который надо вовремя сбыть, желательно с выгодой для семейного клана – за жениха побогаче (о чем собственно и поется в песне "Вот скрылось солнце за горою" о несчастливом браке).
"…Была смешная поговорка у казаков – «Корову выбирай по рогам, а девку по грудям» - ценилась не красота, а здоровье, ум и трудолюбие (ну и про достаток семьи не забывали – старались жен брать из богатой семьи, но чаще женились ровни). Хотя в низовых станицах казаки в брак вступали позже, чем в верховых – в 25-30.
Жену раньше казак выбирал сам – часто ясырку (пленницу). Позже с приходом русской церковной традиции (комментарий: похоже автор считает, что казаки в древности жили отдельным народом, имели свои традиции, пока их не крестили проповедники из Руси-России. - Админ) – молодых казаков чаще женить стали родители, иногда не спрашивая об этом ни жениха ни невесту (чаще у верховых, низовые давали больше свободы выбора) (Примечание: верховые казаки – жители верховьев Дона, граничащих с Воронежской губернией – видимо автором считаются нечистокровными казаками, сильно разбавленными "русской кровью" отсюда столь показательный случай нарушения древних казачьих традиций. – Админ). Хотя с приходом 20 века эта традиция ослабела, т.к. почет (и подчинение) старшим в обществе был заметно поколеблен. При чем вплоть до конца 19 века выбор жены падал почти исключительно на казачек – «казак за бесчестие считал взять за себя русскую (т.е. иногороднюю) или хохлушку (вот вам пожалуйста. Дальше уже пошла ползучая нацистская пропаганда – Админ): все больше на казачках женились и лишь в крайнем случае, за неимением невесты – народу на Дону тогда мало было – сватали хохлушек. А ныне все смешалось – и русскую берут (Ах-ах! – Админ), и за русского выдают (гестапо на них нету. – Админ): оно бы и теперь не следовало, потому что мужику с казаком не равняться стать» (Автор не в курсе, что казачьи войска в массе наполовину либо сверстанные (записанные) в казаки вчерашние крестьяне, как в Сибири да и на Верхнем Дону. Либо сверстанные же в казаки целые инородческие "орды" – на юге – черкесы, осетины и калмыки (существовали, скажем, полностью калмыцкие станицы или осетинские казачьи хутора), в средней Азии – в казаков записывали башкир, в Сибири, на Алтае – алтайцев (эпизод с алтайским казачьим войском времен Гражданской войны – войско не успело состояться, но факт его рождения одним росчерком пера военных властей весьма и весьма примечателен), на востоке казаками становились буряты. Все – черкесы, осетины, калмыки, буряты – самые что ни на есть кровные казаки, до которых простым русским мужикам, естественно, как до луны. При том что они-то и тянули на себе всю разношерстную империю, давая кадры в том числе и для казачьих войск. Смешно в этой связи говорить вообще о каких-то общих генетических отличиях казачества, поскольку это слишком общее понятие, объединяющее в себя и кавказца, и монгола, и европейца. – Админ). Русские, украинские крестьяне же брак с казаком считали за честь (вероятно, "русский" для автора синоним слова "крепостной". Что до "украинских" такого слова "исстари" не знали вовсе, что автору невдомек. – Админ). С цыганами не женились. С принявшими православие калмыками браки бывали, при чем исстари. Со старообрядцами также браки были без ограничения – либо жена переходит на старый обряд, либо невеста венчается по православному обряду, а жених по старому. Семьи спокойно состояли из православных и старообрядцев – это никакого конфликта у казаков не вызывало (еще бы, ведь существовали целые станицы и даже казачьи войска, состоящие сплошь из старообрядцев, как Уральское. – Админ). При свадьбах казаки соблюдали черед – чтобы сначала женился старший сын и так далее – по возрасту, тоже самое и по дочерям.
Сватовству предшествует родственный совет, на нем решают кого посватать за казака. В нем принимают участие вся ближайшая родня, крестные родители жениха. Главное слово за матерью: «мать здесь – большой человек». На нем отец просит совета в поиске невесты. Гости дают свои ответы… затем после паузы и чарки для «повышения интенсивности» процесса зовут жениха, спросить есть ли душенька. Жених отвечал. Если ответ мать не устраивал, она решала по-своему – невеста ей по дому помощница и работница. Жениху остается только подчиниться.
Перед тем как засылать сватов производятся смотрины невесты – «не видавши товару - не торгуй». Жених отправлялся с парой-тройкой родственников в дом невесты, вечером, в гости. Там они хвалили будущую невесту и просили поднести её всем по чарке вина. Невеста, одетая по домашнему, выносила вино и ждала пока гости выпьют, а гости медленно пьют – смотрят. Выпив вино, потенциальная невеста забирала чарки и уходила, а вслед за ней и гости – разговоров о свадьбе не ведется (хотя всем сразу понятна причина визита). В других местах родители привозили жениха и сразу говорили о возможной свадьбе, оставив сына в сенях – затем зовут сына, чтобы отец невесты мог поговорить-расспросить его, проверив на смышленость. Если сговариваются – после чарки водки, отец невесты зовет дочь и они оба с женихом, стоя смотрят друг на друга. Потом жених дает невесте монетку, в виде небольшого подарочка. Невеста уходит, и в другой комнате её спрашивают понравился ли жених, которого тоже выводят и спрашивают о том же. И затем начинают сватать.
Сватание происходит с помощью свахи или сватов. Они приходят вечером в дом невесты и начиная издалека, намеками заводят разговор о свадьбе. Отказ не считался бесчестием – отказ происходил сразу, сразу давалось понять, что свадьбы не будет. Для защиты от отказа старались сватами направить людей уважаемых (обязательно выпив по чарке – «чтобы не хромать и не заикаться»). После вопроса о выдаче дочки замуж, отец невесты в случае согласия просит время посовещаться с родней и назначал день ответа. Сам процесс зависел от красноречия и опыта сватов, иногда все происходило очень весело и красочно… В назначенный день сваты приходили за ответом с припасенным хлебом с солью, давали его родителям невесты. В ответ те целовали «хлебный подарок», что считалось согласием. Сваты, получив ответ, начинали требовать руки – мать невесты подавала свою, завернув в полу платья. Это называлось «взять руку». В заключение обряда невеста подносила сватам по стакану меда, а сваты выпивали и поздравляли её с женихом…
После вопроса жениха и получения согласия невесты о браке их ставят вместе и, помолившись, благословляют хлебом-солью. Затем идет круговая чарка – её всем вместе (обязательно по старшинству родства) подносят жених и невеста и принимают поздравления. Затем жених с невестой выходят в другую комнату и садятся рядом, а подруги поют им песни сватовского содержания…
Иногда (на Донце), вечером придя (сваты, родители и жених) в дом невесты, все рассаживались и после вопроса о «товаре» и согласии отдать, звали невесту. Приглушали свет, ставили жениха и невесту рядом и на свечу смотрели – не кривые, не слепые ли – и потом все в голос соглашались, что друг друга жених и невеста стоят. Затем предлагают им три раза поцеловаться - невеста из скромности начинает отказываться, пока не погасят свечи. Жених и невеста в темноте целуются, а все слушают звуки поцелуев, но недолго - гости и сами начинают шалить и тянуть в темноте к друг другу руки, перешептываться и т.д., шутки и отталкивания длятся до часа… потом зажигают свет. Самый уважаемый из присутствующих (из сватов) желает всем добра и выпивает чарку. Сватание завершается рукобитием (ударить по рукам) – договорить об условиях, на которых будет заключен брак. Отцы молодых спорили о «кладке» на свадьбу – кто что дает, все затраты. Торг и споры длились обычно долго – казаки не спешили брать очень затратный свадебный процесс на себя, и всегда были не против переложить его бОльшую часть на противоположную сторону. Отцам обычно спорить быстро надоедало, и главными подсказчиками выступали матери, наиболее досконально знающие всё необходимое для ведения хозяйства. После заключения договора – жених и невеста угощают друг друга вином – сначала жених подает невесте чарку, та два раза отказывается, а на третий немного отпивает и дарит жениху подарочек. Потом тоже самое наоборот. Потом сваты требуют, чтобы молодые поцеловались – невеста подносит отцу жениха чарку, тот говорит, что «не сладко», жених и невеста под сопутствующие побуждения присутствующих трижды целуются. Отец жениха крестится и дает невесте подарок. Тоже самое происходит и с матерью жениха – ей невеста подносит чарку, и всем остальным присутствующим родственникам жениха. Потом жених разносит вино всем родственникам невесты. Все пьют и желают «делу добром свершиться»".
Вот скрылось солнце за горою - видео, где вы можете послушать песню