Оказавшись свободными до начала августа, когда должна была начаться подготовка новой программы на сезон 1928-29 года, хористы разъехались кто-куда. Многие почти сразу направились в Штарнберг, что же касается меня, то я сначала съездил в Дрезден, имея в виду экипироваться вещами для летних каникул. В Дрездене мне удалось довольно тщательно ознакомиться со знаменитой картинной галереей и насладиться созерцанием картин непревзойденных художников. Обилие впечатлений от множества виденных картин во всевозможных галереях всех пяти континентов не дает возможности стройной градации всех этих шедевров, но в Дрезденской галерее я был буквально ошеломлен, попав в зал, заполненный творчеством Рубенса. Какое обилие красок, какая яркость и сила изобразительности его персонажей, особенно в их дородной женской половине.
Незабываемое впечатление произвела на меня Сикстинская Мадонна Рафаэля. Картина, довольно большого размера, помещена в отдельной комнате, у противоположной картине стены, для удобства посетителей, поставлена скамья. Позднее мне не раз приходилось сидеть на этой скамье и проводить на ней немало времени.
Удовлетворив свою любознательность и покончив свои личные дела, из Дрездена поехал в Штарнберг. Но ни сам городишко, ни озеро, где можно было купаться только в определенном месте, где для этого была построена большая купальня с кабинками, меня нисколько не привлекали. Меня, выросшего в степной груши, всегда тянуло к простору, полям, зелени. За недалекой околицей городка среди хлебных полос, пастбищ, скошенных лугов, на чистом и свежем воздухе нашел я отдых для легких, для глаз и нервов, уставших от постоянной суеты и сутолоки людских скопищ.
Скоро начали съезжаться все хористы, появились и новые, заменившие двух оставивших хор теноров. Один из вновь появившихся, тенор-альтино, в действительности не был новичком и только вернулся в оставленный им некогда хор; другой же, новенький, обладал звонким серебристым голосом. Из ушедших мне было особенно жаль М. Соболева. Певец во всех отношениях культурный, он умел передать характер любой исполняемой им вещи. Его «Серенада» Абта дышала южной страстью, его «Сенин» Добровейна были полны задора, его «Колыбельная» Гречанинова передавала нежную материнскую заботу о ребенке, а «Былина» («То не белая береза к земле клонится...») была ровное, спокойно-эпическое повествование.
С уходом М. Соболева все эти номера также ушли навсегда из репертуара. Теперь на смену ему пришли другие прекрасные солисты и другие сольные номера, пополнившие арсенал нового репертуара. Не могу с точностью сказать, какие именно вещи относились к сезону 28-29, или к 29-30 гг. т. е. до поездки в С.Ш.А., но за эти годы в программу вошли: «Замело тебя снегом, Россия», «Звонили звоны», «Расцветали в поле цветики», «Песнь индийского гостя», «В темном лесе» — Пащенко, «Меж крутых бережков», «В селе малом» и др.
Из церковных песнопений в эти годы были введены в репертуар: «Аллилуя», «Упокой, Господи» и «Вечная память» — из панихиды Чеснокова, «Внуши Боже» и ежегодно новое «Верую» — Гречанинова, Архангельского, Кастальского. Были введены и «Во царствии Твоем» — двух композиторов, «Тебе поем» — Рахманинова, «Великая ектинья» — Гречанинова.
Из Нью-Йорка были получены от проф. К. Н. Шведова его аранжировки и композиции светских вещей: «Справка о Доне. каз. хоре», «Очи черные», «Лезгинка», «Две гитары». В первой рассказывалась жизнь и история регента и хористов; Великая война, война гражданская и наконец сцена. Начинался этот большой номер с «Всколыхнулся, взволновался...», а заканчивался «Много лет Войску Донскому». В «Справке» было много сольных фраз, среди них и боевая русская песня «Пусть свищут пули», а перед самым концом красивое соло баритона на слова: «Нам же, Боже, пошли силы нести наше новое знамя, знамя искусства, с честью и славой».
Почти все аранжировки проф. Шведова бывали очень сложны и не так легко усваивались хором, но они были так прекрасны, что вполне оправдывали затраченные усилия. В новую программу вошло и несколько аранжировок Жарова, главным образом казачьих песен и церковных песнопений.
Его большими аранжировками хор стал обогащаться позднее, когда серьезно заболел проф. Шведов.
Усердно работая над новой программой, хор, после спевок, уделял не мало времени общим собраниям, о которых я уже упоминал ранее. Считаю нужным познакомить читателей с тем, с чем мне пришлось познакомиться более подробно, как избранному сначала членом, а потом председателем ревизионной комиссии. Начну с того, что прошедший сезон закончился разрывом с дирекцией, платившей хору определенный гонорар и не согласившейся работать на процентах. За разрыв контракта, хору по суду пришлось уплатить сто тысяч немецких марок. Кроме того, на нас лежали моральные обязательства в отношении к обездоленным инвалидам из нашей воинской среды. Чаще всего, хор давал концерты в пользу Союза Инвалидов в Париже, а затем и в Нью-Йорке. Иногда хор из своих концертов делал солидные отчисления в пользу инвалидов. Прекрасно помню, что на долю Союза Инв. с одного концерта пришлось 13 000 фр. Иногда Союзу Инв. давалось солидное количество билетов для продажи в их пользу. С первых же лет налаженной регулярной концертной работы хор считал своим долгом высылку ежемесячно двухсот нем. марок Донскому Атаману на представительство и ста марок ген. Гусельщикову, командиру того полка, из рядов которого вышел хор. 100 марок посылалось и одному хористу, вынужденному покинуть хор по состоянию здоровья.
В ежемесячные ассигновки хора входила сумма на поддержание Храма-Памятника в Лейпциге. Но часто во время концертных турнэ за помощью обращались и люди, попавшие в беду, и остро нуждающиеся храмы, и не помню, чтобы кто-нибудь ушел с пустыми руками. Будучи в течении почти двадцати лет кассиром хора, во время наших разъездов я ведал делом помощи и хорошо помню старика полковника, жившего в Манхейме в бомбоубежище и во время наших приездов в Манхейм регулярно поджидавшего кассира при выходе из концертной залы. В Фленебурге приходил за «данью» старик гусляр и сказитель Котомкин, который всегда подносил хору букетик полевых цветов и каждый раз со сцены читал трогательное приветствие на гуслярный лад. В Мюнстэре, где мы пели в огромной выставочной зале, пришел в артистическую уже пожилой исхудавший казак, родной брат Кузьмы Крючкова, оказавшийся в нужде; в каком то маленьком городке, неподалеку от Гамбурга, обратился за помощью казак-инвалид, искалечившийся на джигитовке. Незадолго до происшедшего с ним несчастия, он имел свою небольшую группу джигитов, которую теперь пришлось распустить. Много прошло этих горемык, несчастных, обездоленных и не было времени поговорить, расспросить, какая беда их постигла, но помочь надо было.
К концу августа новая программа была готова и первая проба произошла в Гермиш-Партенкирхен, известном курорте, знаменитом своим зимним спортом. Впоследствии на этом курорте мы давали концерты в самый разгар зимнего сезона, когда он был наводнен иностранцами. Лето, проведенное в этом городке, в полу-городской обстановке, не оставило ярких воспоминаний. Регулярные концерты хор начал с соседнего Мюнхена и продолжал их по жел-дорожной линии Мюнхен- Берлин. Второй концерт был дан в Регенсбурге.
1928-ой год был переходным в фильмовом деле в Европе; наряду с немыми, стали появляться фильмы говорящие, вернее полу-говорящие. Тотчас мы получили предложение участвовать в полуговорящем фильме «Белый Дьявол», посвященном борьбе Шамиля. Так как в Германии это была первая попытка-проба перехода к говорящим фильмам, то работа двигалась медленно и хор был занят чуть ли не три недели. Наша роль сводилась к пению или на сцене, или за кулисами. Когда приходилось петь на сцене, то, одетые в летнюю солдатскую форму, мы сидели вокруг бутафорского костра и пели, увы, все тоже «Эй ухнем», на которое был такой спрос, что его клеили даже туда, куда совсем не шло. Впрочем, у костра пели еще что то. Когда же надо было петь за кулисами, то на пол клались большие листы железа, по которым хор, давая «ножку», маршировал или делал шаг на месте и пел залихватские солдатские песни, из которых хорошо запомнилась только «Взвейтесь соколы орлами», да и то потому, что петь ее приходилось целыми часами подряд. Режиссером этого фильма был Волков и две главные мужские роли исполнялись тоже русскими: Мозжухиным и Мурским. Ив. Мозжухин играл Шамиля, главную женскую роль — императрицы исполняла обаятельная Лиль Даговер. Мозжухин не владел ни одним иностранным языком, что и привело его к большой трагедии: с появлением первых говорящих фильмов ему пришлось прекратить свою кинематографическую карьеру, в полном расцвете своего таланта.
Во время нашей работы в фильме «Белый Дьявол» хор получил предложение от другой кинематографической фирмы напеть для фильма «Двенадцать разбойников» два номера: «Отче наш» и «Кудеяра». Эту работу мы делали в концертном исполнении. Явились в студию в своей казачьей форме, построились на большом подиуме и пели сперва один номер, до тех пор, пока он не был принят дирекцией, а затем точно также и второй. Все это было закончено в один вечер.
Вслед за окончанием работы хора в полуговорящих фильмах, в небольшой церкви вблизи вокзала «Ам Цоо», состоялось бракосочетание, венчавшихся одновременно, двух пар. Хор пел под управлением хориста В. Чижова, т. к. сам регент Жаров, со своею невестой H. Н. Кудаш, находился в первой паре; вторую пару составлял тенор солист А. П.
Яровицкий с избранной им спутницей жизни. После венчания это большое семейное торжество было отмечено пышным свадебным пиром, на котором, в качестве самого почетного и желанного гостя, присутствовал Донской Атаман ген. А. П. Богаевский.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: