Из Берлина, после нескольких концертов в Дрездене, хор выехал в Чехию и дальше на юг. Концерты всюду проходили блестяще. В Праге хор встречала и провожала большая группа Российской общественности, среди которой было много казаков. Особенно обращал на себя внимание уже глубокий старик, известный писатель В. Ив. Немирович-Данченко. При проводах вся эта группа ,вместе с регентом и частью хористов, фотографировалась на площади против вокзала (площадь Вильсона) на фоне девственно-белого снега.
Из Праги направились мы в Вену, дав попутно концерт в Брно и, сделав скачек влево, побывали в Прикарпатской Руси, где хору было оказано особое радушие. В Мукачеве поразили чисто патриархальные фигуры евреев, которых до того я не встречал.
Их патриархальные головы с обильными шевелюрами, их длинные просторные патриархальные одежды невольно переносили воображение на страницы Ветхозаветной Священной Истории. В Ужгороде, столице провинции, атмосфера была почти русская. В особенности это выявилось на приеме хора клубом, или, вернее, обществом имени Духновича. Все там льнуло к русскому народу, к России.
Оттуда попади мы в Братиславу, Вену и еще в другие австрийские города. Неоднократно наведывались в небольшой венгерский пограничный город Сопрон, где концертный зал всегда бывал переполнен нарядной публикой, большинство мужчин в военной кавалерийской форме, дамы в вечерних туалетах. Перекочевав в Венгрию и дав несколько концертов в Будапеште и в других городах Венгрии, хор снова посетил Румынию. На этот раз, кроме Бухареста, пели в Галаце и Мишкельце. Как и в первый приезд, в Бухаресте хор был на приеме у королевы Марии и юного короля в присутствии гостей-родственников.
В Галаце, большом университетском городе, концерт прошел в особой, довольно своеобразной, атмосфере. Когда мы подходили к театру, то увидели, что вход в театр охраняется вооруженной воинской частью, на которую наседает большая толпа молодежи. Выяснилось, что все билеты на концерт были давно распроданы и студенты, не имевшие билетов, требовали, чтобы их пропустили в зал. Крик стоял неимоверный, и нередко в стены театра летели камни. Концерт все же начался, но шел он чуть ли не до конца под аккомпанемент бухающих в стены булыжников.
Из румынских впечатлений запомнилась церковная служба в соборе, стоявшем на главной площади, не помню какого города. Служба шла на малопонятном (одном из славянских) языке. Был воскресный день. Прихожане, как шедшие в собор, так и те, что уже наполнили его, были одеты в опрятные, все в светлых тонах, расшитые узорами, праздничные национальные наряды. Кажется, это были русины. Вернувшись в Бухарест, хор дал еще один концерт, на котором присутствовала королева Мария.
Проездом через Венгрию, в маленьком городке Бекешаба, хор дал концерт, после которого заболел хорист Н. Каратаев, выехавший с хором из Софии еще в 1923 году. Знал я его по Галлиполи, где вместе мы не раз путешествовали из лагеря в город на спевки «корпусной капеллы». Временами он испытывал сильные боли, которые считал последствием ранения. После Бухареста боли усилились, а в Бекещабе Каратаев почувствовал себя настолько плохо, что в сопровождении физически сильного хориста его отправили в Вену, хор же отправился в турне по Швейцарии. Вскоре из Вены пришло сообщение: врачи установили у него запущенный аппендицит, перешедший в перитонит, и сразу отправили на операционный стол. Все с тревогой ждали результатов операции. В следующем городе, где мы давали концерт, было получено извещение, что в сердце больного проник сгусток крови, который сердце все же протолкнуло, что в то время было редким явлением. Все облегченно вздохнули. А через день пришло сообщение о смерти Каратаева, от проникшего в сердце нового сгустка крови. Со смертью его я потерял однополчанина и друга, с которым всего четыре дня тому назад стоял на сцене. Теперь уже десятки старых хористов ушли в другой мир, но тогда это была первая жертва, вырванная смертью из рядов хора, и воспринята она была крайне болезненно.
Турне по Швейцарии проходило блестяще, что еще более озлобило местные музыкальные и певческие союзы (ферейны). 20-го декабря закончились наши швейцарские концерты и утром 21-го, по раз заведенному обычаю, выехали мы в Дрезден, где с 25-го по 31-ое были назначены наши выступления. На спевках, в предрождественский трехдневный отдых, как и раньше, присутствовал С. В.
Рахманинов и в его честь спевки заканчивались «Господи, сохрани» — Чеснокова. Посетил он и один концерт.
Нельзя не упомянуть о тех непринужденных жизнерадостных вечеринках-балах, которые устраивала хору русская колония Дрездена. Главным устроителем и душой этих вечеров был уже пожилой Я. И. Мульман, родной брат артиста Мурского. Мульман был влюблен в русскую культуру, в русское искусство и так привязался к хору, что считался неотъемлемым членом хоровой семьи. В залах лучшего дрезденского отеля, в обстановке самого беззаботного веселья, объединялись с нашими хористами, бывшими всегда в своей концертной форме ,семьи Сатиных, Скалонов, Герсдорфов, кн. Оболенского и др. Наши хоровые дамы, а их было уже много, блистали молодостью, были интересны и пользовались случаем щегольнуть своими нарядными туалетами. По разбросанным комнатам бального помещения, народу казалось не слишком много, но к началу танцев большой танцевальный зал наполнялся танцующими парами. Бал открывался вальсом и всегда в первой паре был Мульман с одной из молоденьких и очаровательных хоровых дам. Старику было далеко за 70, но он чувствовал себя еще настолько бодрым и подвижным, что отплясывал и мазурку.
Зарабатывал он довольно хорошо, благодаря безукоризненному знанию русского и немецкого языков и был долголетним преподавателем русского языка в Дрезденском военном училище. В хоре он был неизменным переводчиком на немецкий текст всей новой программы, которую он отпечатывал к началу нового сезона в десятках тысяч экземпляров, а во время летних репетиций, когда хор приглашал фотографа-специалиста, делавшего несколько снимков хора, из которых более удачные он также отпечатывал в десятках тысяч экземпляров, размером в почтовую открытку, Эти фотографии «текстбух» и программы продавались на каждом концерте, а получаемая прибыль поступала в особый фонд, в конце сезона, на покрытие летних расходов.
После Дрездена, пели мы снова по всей Германии, включая и Восточную Пруссию, отделенную «Польским коридором». При переезде — «коридора» — двери вагонов замыкались и никто из пассажиров не смел не только выйти на платформу, но и стоять на площадке вагона.
Вдоль и поперек исколесили мы В. Пруссию, пели в Кенигсберге и в Тильзите, в Инстербурге, пели и еще в каких то. не?державшихся в памяти, городах. В одном из таких городов разместились мы в отеле «Прейсишергоф», где побывал со своим штабом ген. Ренненкамф, а затем фельдмаршал Гинденбург. Там на многих дверях номеров отеля были прибиты медные дощечки с именами, некогда известных всем, как немецких, так и русских генералов. Должен заметить, что непрерывный триумф хора приобрел для нас характер обыденности и слился в памяти в одно целое, т. ч. я могу и спутать концерты дававшиеся хором в одном или в другом сезоне.
Данциг. Раза два в год выступали мы и в этом городе. Оттуда, после продолжительного путешествия с концертами по Германии, хор отправился во Францию, где задержался более чем на три недели.
Париж, Лион, Марсель, Страсбург, Бордо, Лиль, Руан, Дижон, Бельфор, Тулуза, Тулон, Ним, По, Гренобль, какие то города под Пиренеями и многие другие — вот путь нашего хора. В Париже хор давал не менее двух концертов и посещал этот город раза два в сезон.
Тенор-солист, окончивший Киевскую консерваторию, с хорошо поставленным голосом широкого диапазона, до верхнего диез включительно, был лучшим солистом в исполнении арии «Расцветали в поле цветики», словно созданной для него; в нее он вкладывал столько экспрессии, что едва ли в зале находился хоть один слушатель, которого она бы не захватила. Имея в хоре такого солиста, Жаров решился нарушить традицию, а быть может и замысел автора, и дал петь «Песнь Индейского гостя» не лирическому, или лирико-драматическому тенору, а именно этому тенору.
«Не счесть алмазов...» пелось им минимум на тон выше. Этот номер регент с опаской поставил в программу Парижского концерта. Выпевая все «узоры» арии, солист постепенно вкладывал в исполнение все больше экспрессии и когда в кульминационном пункте он «распустил перья», да еще и немного задержался на этом месте, эфект был потрясающий. По окончании номера, аудитория театра «Елисейских Полей» разразилась громом аплодисментов, главным образом по адресу солиста. Прекрасно проходили и «Звонили звоны» и «Замело тебя снегом, Россия», исполнявшиеся другими блестящими тенорами лирико-драматического характера. Эти номера продержались в репертуаре хора и безвозвратно исчезли из него вместе с их исполнителями. Вообще в хоре было много первоклассных солистов во всех партиях, но некоторые из них пронеслись метеорами, не успев врасти в хор, другие же срослись с хором и в нем же состарились. В моих воспоминаниях я упоминаю лишь о тех, с кем много-много лет я простоял рядом, мне хотелось подчеркнуть, как индивидуальны бывают голоса и как индивидуальны способности их обладателей.
Нередко мне приходилось слышать от собеседников певческого мира «Жаров рвет голоса». Эта фраза высказывалась не то в форме полувопроса, не то полуутверждения. То обстоятельство, что хор пел в повышенных тонах очень многое, не дает однако места такому утверждению, хотя бы уже потому, что в хор принимались люди, я говорю о первых тенорах, свободно идущие до самих верхних нот, т. е. до верхнего «до» и даже с диезом. И если на сцене верхние ноты у теноров «свистели», то петь их было кому. В начале я умышленно упомянул о товарищеской пробе голосов вскоре после моего прибытия в хор. Пели мы с азартом и подстегивать нашего брата не было необходимости. Все мы привыкли целиком отдаваться делу, которому служили. Так относились мы к своим военным обязанностям, так относились и к тяжелому физическому труду, которым пришлось зарабатывать кусок хлеба, также относились к работе в хоре и особенно в Дон. каз. хоре, где регент умел учитывать и полностью использовать голосовые возможности хора. Конечно, голоса изнашивались, но причины этого явления следует искать или в самих певцах или в обстоятельствах, сопутствовавших работе хора. Прежде всего, при нашей напряженной работе, не все хористы питались как следует и не все хорошо за собой следили и своевременно не пользовались услугами врачей. Настоящим бичом для певца является простуда, которую легко заполучить во время путешествий автобусами и в холодных отелях. Во Франции, в провинции и особенно на юге, хорошо отапливаются лишь очень дорогие отели, напр. в Ницце, где также бывает снег и холод, хорошо отапливаются отели ранга «Негреско» «Руль», «Пале Меди- теранэ», где живут толстосумы.
В Лионе хор жил несколько дней во вполне приличном отеле, где было центральное отопление, но, в виду ветхости труб, в некоторые номера тепло не поступало, а наружи было порядочно холодно. Я лично в своей комнате почти не снимал пальто. Перед самым отъездом в Париж выяснилось, что некоторые хористы сильно простудились. Главный солист-бас, не сказавши регенту, уехал в Бельгию, где у него была семья, а на пути в Париж главный солист-тенор заявил регенту, что простужен настолько, что петь не в состоянии. Жаров так вскипел, что наговорил заявившему кучу неприятностей. Эти сюрпризы поставили регента почти в безвыходное положение. Конечно, при таком положении концерт надо было бы снять, тем более, что и сам Жаров с утра ходил с температурой 39 град., но за 3-4 часа до начала концерта сделать это было невозможно. Наспех, какие то номера программы были заменены, а некоторые пелись другими солистами. Но как мы волновались все, когда Сергей Алексеевич вышел управлять хором с температурой в 40 град.... Иногда казалось, что он вот-вот свалится. И все таки концерт прошел очень хорошо. Было это в 55-56 году, когда в составе хора имелось всего 22 певца.
Случались неприятности и другого характера, как то, что произошло с нами в С.Ш.А. во время последней мировой войны. С самого вступления в войну Америки, там был издан закон, объявлявший военнообязанными всех мужчин до 40 лет включительно и всем лицам призывного возраста было воспрещено покидать страну и выезжать даже в Канаду. С этим законом нам пришлось познакомиться на практике, когда хор выехал на два концерта в Ванкувер. На канадской границе не пропустили 10 хористов, в том числе шесть первых теноров, никакие переговоры и просьбы не помогли, и так и поехали петь два концерта с тремя первыми тенорами. Зал был большой и тяжелый, регент перебросил к нам одного тенора со второй партии, но петь было трудно, некогда было передохнуть. Форсирование голоса в двух концертах подряд не всегда проходит безнаказанно, но кого же винить, — дело то свое, общее.
По окончании концертного турне по Франции пели мы и в Англии, Бельгии, Голландии и в конце Великого поста снова вернулись в Германию, где в Страстную Пятницу (инославную) дали духовный концерт в зале самого большого кинематографа, рядом с вокзалом в Берлине. До первых чисел июня, т. е. до конца концертного сезона, безвыездно концертировали мы в Германии. Местом летнего отдыха хор избрал Австрию, куда заранее были отправлены «разведчики». Вернувшись, они с восторгом рассказывали о небольшом поселке, лежащем на берегу Мильштадтского озера и удовлетворяющем все требования хора: большой зал для спевок, количество квартир достаточное для всего хора, купанье, чудные окрестности для прогулок, одним словом для хора клад. Название поселка — Зеебоден. Туда-то через неделю отправилась большая часть хористов, в числе которых был я.
С ПЕСНЕЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ. - Доброволец Иванов в других статьях: